Главное управление собственной безопасности (ГУСБ) МВД России отчиталось о проведенной совместно с ФСБ и ФСО акции, «направленной на укрепление дорожно-транспортной дисциплины среди сотрудников правоохранительных органов», сообщается на официальном сайте МВД. В ходе спецоперации, которая длилась всю прошлую неделю на центральных дорогах Москвы, оперативники выявляли факты незаконного использования специальных световых и звуковых сигналов, оперативно-служебных документов, а также проверяли подлинность служебных удостоверений.
За одну неделю силовики совместно с нарядами ГИБДД проверили более тысячи автомобилей. В основном это были машины «привилегированных серий», водители которых на глазах у гаишников игнорировали требования дорожных знаков, выезжали на встречную и разделительную полосы. Всего инспекторы ГИБДД составили 105 протоколов об административном правонарушении. Среди них оказался даже водитель люксового Mercedes S500, севший за руль в состоянии наркотического опьянения.
Некоторые остановленные водители предъявляли инспекторам «корочки» и требовали их отпустить.
В ходе рейда силовики изъяли 65 удостоверений, «вызывающих сомнение в подлинности», а также около ста спецпропусков на объекты органов государственной власти, «имеющих явные признаки подделки и фальсификации».
В МВД уверены, что липовые удостоверения широко используются водителями, потому что нет серьезного правого механизма, который мог бы запретить это. В связи с этим ГУСБ предложило распространить на них действие статьи 327 Уголовного кодекса «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков». Наказывается лишением свободы сроком до двух лет.
Кроме того, в МВД признались, что многие водители, у которых есть настоящие удостоверения (в том числе силовых структур), предъявляли их гаишникам, рассчитывая таким образом избежать наказания за нарушение ПДД. В ведомстве считают, что это можно приравнять к взятке.
<1>
«Мы ведем консультации с юристами о том, что есть необходимость установления ответственности в тех случаях, когда водитель использует документ для того, чтобы избежать ответственности, — рассказал «Газете.Ru» представитель ГУСБ МВД Андрей Московкин. — Мы это приравниваем к коррупционному риску и настаиваем, что за данное правонарушение водитель должен нести ответственность. По нашему глубокому убеждению, это не должны быть штрафы, а административный арест на 15 суток, как за хулиганство».
Также в ходе рейда сообщалось, что силовики будут выявлять автомобили с нелегальными спецсигналами. Всего за неделю было выявлено десять автомобилей с незаконно установленной системой светозвуковой сигнализации, в том числе скрытого характера и с нарушением требований ГОСТ. «Они принадлежали частным лицам на автомобилях представительского класса, — говорит Московскин. — Там были установлены не столько проблесковые маячки, сколько стробоскопы. Водители предпочитают их маскировать за решетку радиатора. Сюда относятся и просто крякалки и сирены».
На автомобиле, оборудованном стробоскопами, в ходе рейда попался депутат Госдумы Геннадий Гудков. За их установку предусмотрено лишение водительских прав, однако парламентария только оштрафовали на 500 рублей за езду по разделительной полосе. «Его остановили только за нарушение ПДД, решать вопрос о его стробоскопах – это вне нашей компетенции», — объяснили в МВД.
Между тем в СМИ прошла информация, что рейд был организован из-за конфликта между сотрудниками ФСО и охраной одного из банков, на служебном автомобиле которого была мигалка.
Однако в МВД заявили, что такой «ситуации точно не было», а проверка носит плановый характер. «Это наше плановое мероприятие и основано на анализе поступающей информации, — сказал Московскин. — Мы планируем сделать проверку ежеквартальной».
Активисты общества «синих ведерок» следили за ходом спецоперации и присутствовали на некоторых рейдах. По их словам, акция в основном носит показательный характер, чтобы перевести внимание общественности от реальной проблемы – беспредела блатных и спецавтомобилей, которые в основном принадлежат действующим депутатам и чиновникам, а также приближенным к власти. «При нас отпускали автомобили со стробоскопами — видимо, потому, что этим можно, — говорит «Газете.Ru» координатор ОСВ Петр Шкуматов. – Это, по сути, разовая акция. Ее эффект пройдет через неделю. Только системный и методичный подход может хоть что-то изменить».
Корреспонденты «Газеты.Ru» также убедились, что гаишники продолжают игнорировать нарушения на дорогах автомобилями с «блатными» номерами.
«Их также не будут останавливать — все это понимают, — соглашается Шкуматов. — До тех пор пока гаишники не начнут их штрафовать каждый день. Когда инспектору тыкают корочку, будь то депутат или кто-то еще, он все равно должен составить рапорт. Но не составляет, потому что для этого надо написать несколько бумажек и объясняться с командиром».