В России подорожают полисы обязательного страхования ответственности автовладельцев. Правительство опубликовало измененные коэффициенты, по которым рассчитывается стоимость полисов автогражданки. Автовладельцев по всей стране затронет рост коэффициентов, зависящих от возраста и стажа водителя, мощности автомобиля, региона эксплуатации и других параметров.
Территориальные коэффициенты, зависящие от насыщенности региона автомобилями и аварийности, выросли.
Окончательная стоимость полиса рассчитывается путем умножения коэффициентов на базовый тариф (1980 рублей для граждан, владеющих легковыми машинами).
Так, согласно постановлению правительства № 554 от 13 июля 2011 года, опубликованному на сайте Белого дома во вторник, для всех водителей возрастом до 22 лет и стажем до 3 лет коэффициент увеличен с 1,7 до 1,8, для водителей с тем же стажем, но в возрасте старше 22 лет – с 1,5 до 1,7, а для водителей моложе 22, но со стажем свыше трех лет – с 1,3 до 1,6.
Также на 0,1 от прежних значений выросли коэффициенты для наиболее массовых и недорогих автомобилей мощностью 50–100 л. с.
Кроме того, дороже будет стоить оформление полиса при неограниченном количестве водителей, а также его получение на несколько месяцев в году. Коэффициент для этих категорий вырастет на 0,1 – до 1,8.
Для водителей старше 22 лет со стажем свыше трех лет множитель остался неизменным (1,7), сохранился на прежнем уровне он и для самых слабых (0,6) и самых мощных (1,6) автомобилей.
Наибольшее подорожание ощутят жители ряда российских городов. Так, для автомобилистов Казани, Перми, Челябинска и Якутска тариф приравнен к московскому, и базовую ставку придется умножать на 2 против прежних 1,6. Почти как в Москве будет коэффициент в Кемерово, где ставка увеличится с 1,6 до 1,9.
С учетом нынешнего роста «мощностных» и «возрастных» множителей это означает, например, что молодой начинающий водитель «Лады Приоры» в этих городах заплатит за годовую страховку вместо прежних 5385 рублей уже 7840 рублей.
С 1,6 до 1,8 вырос территориальный коэффициент для Архангельска, Иваново, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Уфы, Краснодара, Новороссийска, Красноярска и Екатеринбурга.
Вместе с тем нынешнее повышение затрагивает опытных водителей мощных машин не так сильно. В частности, владелец Volkswagen Tiguan (двигатель от 122 л. с.) в возрасте старше 22 лет и стажем более трех, проживающий в Краснодаре, заплатит за страховку вместо 4435,2 рублей 4989,6 рублей.
В Новосибирске, Хабаровске, Мурманске, Вологде, Иркутске и Барнауле территориальный коэффициент повышен до уровня Московской области – 1,7, в Томске и Чебоксарах составит 1,6, а в Липецке – 1,5 против прежних 1,3. Самыми низкими тарифы продолжают оставаться в Чеченской Республике – согласно постановлению правительства, коэффициент там вырос до 0,7 против прежних 0,55.
В Москве и Санкт-Петербурге страховщики изначально добились введения двойного коэффициента, поэтому ставка на этот раз не меняется.
Вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин пояснил, что коэффициенты рассчитывались на основании тех статистических данных, которые на протяжении последних 7 лет собирали РСА и Росстрахнадзор.
По словам замглавы департамента финансовой политики Минфина Веры Балакиревой, при определении коэффициентов в первую очередь учитывалась убыточность по ОСАГО в отдельных городах, которая с каждым годом растет.
«Изменение необходимо, чтобы выровнять убыточность и сделать поправочные коэффициенты к ним справедливыми», — соглашается Илья Соломатин.
Согласно последним статистическим данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за январь — май 2011 года сборы увеличились (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) на 5 % – до 37,3 млрд рублей, а выплаты выросли на 12% – до 23,7 млрд рублей. «Данные показатели свидетельствуют о необходимости корректировки ряда коэффициентов страховых тарифов», — уверен глава РСА Павел Бунин.
Страховщики затруднились спрогнозировать, когда коэффициенты поднимут в следующий раз, потому что «правительство отнюдь не каждый раз возвращается к этой проблеме». Предыдущее повышение коэффициентов ОСАГО произошло в 2009 году – впервые с 2003 года, когда в России начал действовать закон об «автогражданке».
Тем временем на страховом рынке широко обсуждается возможность повышения базового тарифа ОСАГО. Однако в Минфине «Газету.Ru» заверили, что повышать его пока не планируют. «Остро этот вопрос перед Минфином не стоит», — сказала Вера Балакирева и напомнила, что российское законодательство не разрешает повышать тариф чаще чем раз в год.