Межрегиональный общественный центр «За безопасность российских дорог» провел исследование под названием «Развитие российской дорожной отрасли до 2015 года. Проблемы, риски, перспективы». Его целью было подсчитать потери российской экономики, которые могут возникнуть при нынешнем недостаточном финансировании дорожной отрасли.
По данным исследования темпы финансирования дорожного хозяйства недостаточны для его развития и нормального функционирования.
В 2010 году уровень инвестиций в дорожное хозяйство составил 1,5% от ВВП, что составляет 700 млрд рублей, в то время как, по мнению аналитиков центра, он должен быть в 3 раза больше. «В период с 2005-го по 2010 год протяженность дорог с твердым покрытием федерального значения в России выросла с 47,1 до 50,1 тыс. км, в среднем на 1 тысячу км в год. Вместе с этим уровень инвестиций в дорожное хозяйство сократился с 2,9% до 1,5% ВВП», — говорится в исследовании.
В большинстве развитых стран объемы финансирования дорожной отрасли составляют порядка четырех процентов от внутреннего валового продукта. Исключение составляют Япония и США, где эта цифра держится около двух процентов, однако они имеют более современную дорожную систему и более высокий ВВП.
По данным исследования, инвестируя 700 млрд рублей в развитие дорожной сети, российская экономика потеряет порядка 1—2 трлн рублей из-за недостаточных темпов ее модернизации.
Причина этого заключается в том, что дорожное хозяйство рассматривается федеральными и местными властями как дефицитный, а не прибыльный проект.
«Экономика должна быть просчитана четко, чтобы не было бессмысленных трат. Например, китайцы инвестировали $2,3 млрд в строительство моста, соединяющего часть портового города Циндао с островным районом Хуандао. Это позволило сократить расстояние между двумя районами города на 30 километров, а время в пути — с 40 до 20 минут. При этом китайцы четко знают, когда и в каком объеме к ним вернутся инвестированные деньги», — считает руководитель МОЦ «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев.
По данным федерального агентства «Росавтодор», в федеральном бюджете предусмотрено предоставление на цели капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения ассигнований в объеме: в 2011 году — 88,7 млрд рублей, в 2012 году — 114,3 млрд рублей, в 2013 году — 145,5 млрд рублей. «Среднесрочный уровень инвестиций в дорожное хозяйство без учета средств региональных бюджетов на 2011 год в размере 298,9 млрд рублей, на 2012 год — в размере 267,6 млрд рублей, на 2013 год — 303 млрд рублей», — заявил на мартовской Всероссийской конференции по вопросам дорожного хозяйства Андрей Чабунин.
Кроме того, в феврале прошлого года правительство утвердило программу деятельности госкомпании «Автодор», строящей платные дороги в России до 2015 года. В ближайшие пять лет на нее потратят полтора триллиона рублей, построят 537 км новых дорог и отремонтируют еще тысячу километров — за проезд по этим участкам потом будут брать плату. В распоряжение государственной компании уже переданы первые федеральные трассы общей протяженностью в 2,5 тысячи километров. В целом в ближайшие десятилетия в ведение ГК «Автодор» планируется передать 18 тысяч километров автодорог. Общая сумма расходов на программу составит 1,57 трлн рублей.
Между тем эксперты Всемирного банка при оценке дорожной сети в России назвали ее одной из самых дорогих в мире.
Как показали расчеты ВБ, невыполнение работ по содержанию дороги с твердым покрытием в три раза увеличивает расходы пользователей с учетом дополнительных затрат времени и топлива, а также износа транспортных средств, что напрямую влияет на цену товаров и расходы потребителей на приобретение товаров и услуг.
Годовой расход на текущий и капитальный ремонт российских автодорог в пересчете на один километр составляет от $27 тысяч до $55 тысяч.