Окончательно поставив точку в ситуации с заводом в Мичигане, Mazda продолжает экспансию на развивающиеся рынки. В дополнение к строящемуся заводу в Мексике японский автопроизводитель открывает производство на Дальнем Востоке. Компания подписала с Минэкономразвития соглашение по промсборке на старых условиях (с обязательством собирать минимум 25 тысяч автомобилей) и планирует начать выпуск первых машин во второй половине 2012 года.
«Mazda подписала соглашение на старых условиях, завод будет построен на Дальнем Востоке, объемы производства на первом этапе составят 25—50 тысяч автомобилей ежегодно», — заявил в четверг директор департамента особых экономических зон и проектного финансирования Минэкономразвития Дмитрий Левченков, передает «Интерфакс».
По словам Левченкова, компания получила право на беспошлинный ввоз автокомпонентов с обязательством построить завод полного цикла и локализовать через четыре с половиной года 30% комплектующих. Инвестиции в производство составят $80 млн. Завод будет выпускать новое поколение модели Mazda 6, а также принципиально новую модель, которая еще не появилась на рынке. В январе, когда делегация Mazda встречалась с администрацией Приморского края, сообщалось, что в случае открытия производства компания создаст 700—1000 рабочих мест.
В Mazda пока не раскрывают подробности соглашения с российским правительством.
«Пока нет официального комментария компании, я не могу дать вам более подробную информацию, чем та, что была озвучена Минэкономразвития», — заявила «Газете.Ru» директор по связям с общественностью российского представительства компании Мария Магуайр.
Несмотря на вступление в силу нового порядка промышленной сборки автомобилей с повышенными обязательствами для автокомпаний, для заключения соглашения с российским правительством по промсборке на старых условиях по-прежнему существует ряд возможностей. В частности, прежним порядком, определяющим понятие промышленной сборки в России, предусматривается, что такое соглашение может быть подписано при условии поручения либо от правительства, либо от президента Российской Федерации. Дать такое указание президент или председатель правительства может в целях социально-экономического развития того или иного субъекта федерации, данная норма содержится в примечании к пункту 3.1 данного документа.
Основной объем соглашений о промышленной сборке автомобилей с иностранными компаниями был подписан до 2007 года — тогда для получения льготного периода для ввоза автокомпонентов им было достаточно взять на себя обязательство создать мощности для выпуска 25 тысяч автомобилей в год. Новый порядок промсборки, действующий с 2011 года, предусматривает для компаний взамен на продление льготного ввоза запчастей повышенные обязательства по производству 300—350 тысяч автомобилей в год.
Открытие производства в России стало вторым крупным шагом Mazda в течение последней недели. В прошлый четверг компания опубликовала официальное сообщение о начале строительства завода в мексиканском штате Гуанахуато осенью 2011 года.
Первая партия мексиканских Mazda должна сойти с конвейера во второй половине 2012 года. Это будут компактные модели Mazda 2 и Mazda 3, предназначенные для рынков Южной Америки. В южноамериканское предприятие компания инвестировала $500 млн, создав 3000 рабочих мест.
Как и в случае с другими японскими производителями, высокий курс иены мешает Mazda получать прибыль от экспорта автомобилей, произведенных в Японии; в особенности это касается компактных автомобилей, разница между себестоимостью и отпускной ценой на которые невысока. Из 1,277 млн машин, произведенных компанией за прошлый год, 80% были поставлены из Японии на зарубежные рынки.
Кроме собственного предприятия в Хиросиме компания имеет совместный с Ford завод в Китае и 50-процентную долю в предприятии в американском Флэт-Роке (Мичиган). Там до середины 2012 года будет выпускаться нынешнее поколение седана Mazda 6.
Тем временем в четверг определился еще один участник промсборки. Fiat, который должен был подписать соглашение с Минэкономразвития еще 3 июня, сделал это только три недели спустя. Помимо автомобилей итальянской марки компания включила в предполагаемый к производству в России модельный ряд продукцию недавно приобретенного Chrysler. Fiat в России будет работать по старым условиям на основе подписанного ранее, но не реализованного из-за кризиса соглашения о производстве коммерческого транспорта. Документ предполагает беспошлинный ввоз автокомпонентов и обязательство строительства завода полного цикла и локализации комплектующих в 30% через 4,5 года. Тем не менее в отличие от Mazda итальянская компания взяла на себя повышенные обязательства по выпуску в России до 120 тысяч автомобилей в год.
Итальянцы по-прежнему находятся в стадии переговоров относительно производственной площадки и источников финансирования проекта. По всей вероятности, располагаться она будет в Нижнем Новгороде. Накануне глава ВЭБа Владимир Дмитриев заявил, что банк не станет финансировать проект с Fiat. По словам директора департамента Минэкономразвития Дмитрия Левченкова, итальянский автопроизводитель ведет переговоры со Сбербанком.