В среду Минпромторг и Минэкономразвития заключили соглашения о промсборке по новым правилам со всеми компаниями, которые подписали с министерствами в феврале соответствующие меморандумы. Документы подписали консорциум «АвтоВАЗа», Renault-Nissan, «ИЖ-Авто», КамАЗа и «Мерседес-Бенц Тракс Восток», Sollers-Ford, General Motors и Volkswagen. Fiat заключит соглашение к концу этой недели, а Magna отказалась от участия еще в середине мая.
«Были подписаны четыре соглашения. Еще одно, с Fiat, будет подписано к концу этой недели. Компания решила взять на себя повышенные обязательства и вывести на российский рынок другой модельный ряд», — заявил на пресс-конференции с журналистами директор департамента особых экономических зон и проектного финансирования Минэкономразвития Дмитрий Левченков.
По новым правилам автопроизводители (кроме Fiat) получили возможность продлить до 2020 года действие льготных пошлин на комплектующие, а взамен обязались модернизировать существующее производство до 350 000 машин в год, создать производство двигателей и трансмиссий. Кроме того, иностранным автокомпаниям предписывается сократить выпуск автомобилей в режиме SKD (крупно-узловая сборка) до 5% и увеличить уровень локализации.
В отличие от своих конкурентов Fiat заключит с Минэкономразвития соглашение по старым условиям, однако дополненное новым обязательством по производственным мощностям.
Как пояснили в министерстве, Fiat была предоставлена такая возможность, поскольку прежнее соглашение, заключенное в 2007 году с ООО «Савеко» (СП Iveco и нижегородского «Самотлор-НН») не действовало, поскольку проект «Савеко» по производству микроавтобусов из-за кризиса не был реализован.
Согласно старым условиям промсборки, Fiat обязуется построить завод с производственной мощностью в 25 000 автомобилей ежегодно. При этом в течение 4,5 лет с момента открытия завода полного цикла производитель должен локализовать в России производство трети компонентов. По завершении действия соглашения пошлины на компоненты должны составить 15%. Выпуск автомобилей в режиме SKD должен составлять 30% от общего количества.
Однако Fiat в пятницу подпишет с Минэкономразвития дополнительное соглашение, согласно которому должен будет увеличить производственные мощности на предприятии до 120 000 автомобилей в год и построить завод двигателей. Кроме того, компания выведет на российский рынок принципиально новую модельную линейку, в которую кроме машин марки Fiat войдут легковые автомобили, а также кроссоверы и пикапы Chrysler.
Таким образом, в тандеме Volkswagen-Fiat, который с марта боролся за сохранение старых условий по крупноузловой сборке, Минэкономразвития пошло навстречу только итальянцам.
Volkswagen пришлось согласиться на сокращение отверточной сборки до 5% от общего выпуска автомобилей. «Мы рассмотрели заявление Volkswagen, вели с компанией переговоры, но, честно говоря, так и не поняли экономической выгоды концерна от сохранения старых объемов выпуска автомобилей в режиме SKD», — заявил Левченков.
Официальный представитель немецкого бренда от комментариев отказался. Представители Renault, Sollers, GM подтвердили, что соглашения были подписаны во вторник.
В создание новых производств и модернизацию существующих компании готовы вложить в общей сложности более $5 млрд. Sollers-Ford инвестирует $1,2 млрд, Volkswagen — $ 900 млн, GM порядка $1 млрд. Fiat готов вложить в свой проект $ 1,1 млрд. При этом для выпуска своей продукции GM и VW кроме предприятий в Шушарах и Калуге задействуют мощности ГАЗа, а Fiat построит в Нижнем Новгороде новое предприятие.