Член правления BMW Сюзанна Клаттен приобрела блокирующий пакет акций компании SGL Group, ведущего производителя углеволокна, изделий из углерода и партнера BMW в развитии «карбоновых» технологий.
Как сообщает Reuters, Клаттен, наследница немецкого промышленника Герберта Квандта, увеличила свою долю в компании SGL с 22% до 27,3%, что предоставит ей право вето в принятии стратегических решений. В течение года она доведет свою долю акций производителя углеволокна до 29%.
Решение об увеличении доли было принято после того, как о покупке 8% SGL за 140 млн евро объявил концерн Volkswagen — об этом на Женевском автосалоне в марте заявил глава наблюдательного совета VW Фердинанд Пих.
Тогда же удивление по этому поводу высказал главный исполнительный директор BMW Норберт Райтхофер. Вместе с тем он заверил, что совместное предприятие BMW и SGL не будет затронуто сделкой с VW. По словам Райтхофера, сделка, объявленная VW, «является интересной, но трудно принимать какие-то дальнейшие решения в данный момент», писала The Wall Street Journal.
Сотрудничество BMW и SGL началось в октябре 2009 года: баварский автопроизводитель заказал у компании разработку из углеродных материалов — компонентов для будущего электромобиля BMW i3.
Это произошло вскоре после того, как Клаттен стала акционером SGL. При этом SGL не исключала сотрудничества и с другими автопроизводителями.
Как отмечает Automotive News, в инвестиционной компании Skion, представляющей интересы Сюзанны Клаттен, говорят, что планов перехода SGL под полный контроль BMW сейчас нет. Skion, тем не менее, имеет право влиять на назначение членов правления и совета директоров.
SGL Group является одним из мировых лидеров в производстве изделий из углерода — в частности, электродов, композитов на основе углеволокна, других изделий, а также технологий обработки этого материала.
Для автоиндустрии SGL выпускает тормозные диски и диски сцепления, а также композитные кузовные панели и аэродинамические элементы. В рамках сотрудничества с BMW компания разрабатывает технологию литья под давлением, благодаря которой время изготовления углепластиковых компонентов сократится до нескольких минут, а сами детали смогут обрабатываться роботами.
Использование углепластика, который на 30% легче алюминия и на 50% легче стали, становится тенденцией у автокомпаний, поглощенных борьбой за облегчение конструкции и снижение вредных выбросов автомобилей. Препятствием в его массовом применении является дороговизна, трудоемкость в обработке, и неприспособленность к массовому производству. Этот материал применяется преимущественно в производстве спортивных автомобилей, однако в последнее время проникает и в другие сегменты.
Так, BMW объявила о создании для экологичных гибридов и электромобилей суббренда i и планирует выпустить компактный хетчбэк i3 уже к 2013 году.
В новом флагмане компании Lamborghini (марка принадлежит концерну VW) — купе Aventador — из углепластика выполнен не только монокок и элементы кузова, но и детали шасси, в том числе рычаги подвески, изготовленные методом горячей объемной штамповки.
Другое подразделение Volkswagen, марка Audi, сотрудничает в углеродных технологиях с немецким концерном Voith, а Daimler создал совместное предприятие по производству углепластика с Toray Industries. Помимо нового Lambo Volkswagen собирается уже к 2013 году запустить в серийное производство углепластиковый автомобиль совершенно другой идеологии: в январе на автосалоне в Дохе (Катар) немецкий автоконцерн представил прототип сверхэкономичного автомобиля, расходующего на 100 км пути всего 0,9 л дизельного топлива.
В Volkswagen XL1 применена дизель-электрическая гибридная трансмиссия с двухцилиндровым дизелем рабочим объемом 800 куб. см и литийионным аккумулятором, который также можно подзаряжать от электрической сети. Вес автомобиля — всего 795 кг. По словам гендиректора VW Мартина Винтеркорна, Volkswagen XL1 предполагается продавать в Европе, США и Китае, изначально — малой серией, до 100 машин, а собирать на одном из старейших предприятий VW — в Вольфсбурге или Дрездене.