Опасения по поводу надвигающегося дефицита новых автомобилей и повышения цен на бензин толкнули вверх цены на подержанные автомобили. В особенности это коснулось гибридных моделей — в течение последних недель их стоимость выросла в несколько раз.
Как сообщает издание Automotive News, цены на подержанные машины сегодня перегреты на всех американских аукционах. «Если месяц назад Hyundai Accent с пробегом в 30 000 миль стоил $8000, то сегодня его цена выросла на $2000, и это не предел», — говорит директор по оптовым продажам дилера Nissan в Гамильтоне Дэймон Шен.
В мае аналитики прогнозируют рост цен на подержанные автомобили примерно на 10%. Гибридные модели подорожают сильнее. По прогнозам национального издания NADA Guides, которое специализируется на оценке автомобильного рынка, к июню 2011 средняя цена на трехлетний Toyota Prius вырастет на $1950, или на 15%. Двухлетний Honda Civic подорожает на 12%, что в среднем составит $1675, трехлетний Chevrolet Aveo — на 14% ($750).
«Как правило, рост цен на подержанные автомобили фиксируется в марте, а в апреле — июне происходит спад», — говорит директор департамента обработки данных NADA Джонатан Бэнкс. Однако в этом году NADA прогнозирует ценовой пик в июле. Причина этому — ожидаемый дефицит и окончание срока действий скидок у дилеров. «Всю весну дилеры распространяли на свои машины скидки, порой достаточно большие, по несколько тысяч долларов. Однако теперь их действие подходит к концу, новые автомобили дорожают, происходит смещение в сторону подержанного сектора», — считает Бэнкс.
Производство автомобилей на некоторых заводах США было приостановлено в апреле 2011 года в связи с нехваткой ряда комплектующих, которые производились в Японии. Японские предприятия, в свою очередь, закрылись из-за мартовской катастрофы на АЭС «Фукусима». Toyota остановила производство на 13 американских предприятиях в конце апреля, поскольку получала только 15% необходимых объемов поставок комплектующих. Вслед за Toyota заводы в Теннеси и Миссисипи остановил Nissan. Также на неделю останавливал конвейер Ford.
Эксперты считают, что те дилеры, которые купили большие партии подержанных машин в надежде неплохо на них заработать в связи с ростом цен, могут потерпеть крупные убытки. По прогнозам нефтяных аналитиков, осенью 2011 года упадут цены на нефть, а вместе с ними лопнет и «мыльный пузырь» подержанных автомобилей.
Цена барреля нефти West Texas Intermediate колебалась в районе $99 в конце прошлой недели. С начала мая она потеряла $16, и, по мнению брокеров, эта тенденция продолжится.
«Произойдет то же, что было в 2008 году, когда цена бензина в начале года была $4,10 за галлон, а к концу опустилась до $1,60», — считает директор транспортного департамента Kelly Blue Book Алек Гутиерес.
В свою очередь, российские аналитики считают, что сложившаяся ситуация на американском рынке не окажет влияния на российский. «Сегодня уровень машин, пришедших с американских аукционов, ничтожно мал. Всего 2–3%, — говорит генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. — Российский рынок подержанных автомобилей прежде всего состоит из машин, которые приобретались новыми у нас, а теперь старые хозяева от них избавляются. Вообще японские события не найдут на российском рынке какого-то яркого отражения», — считает эксперт.