В Петербурге для эффективной борьбы с пробками приняты сразу несколько программ. Транспортная стратегия, включающая план мероприятий до 2015 года, Транспортная модель и Долгосрочная целевой программа. Документы разрабатывает ГУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга», созданное в феврале 2011 года в структуре смольнинского комитета по транспортно-транзитной политике. Кроме того, в Санкт-Петербурге для борьбы с пробками будет создан координационный совет по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Об этом в четверг заявил Владимир Путин.
«Газете.Ru» удалось узнать основные меры по борьбе с пробками, разработанные специалистами Смольного.
«В качестве стратегической мы ставим задачу уменьшения легкового и грузового транспорта, находящегося на улично-дорожной сети, — говорит представитель комитета по транспортно-транзитной политике Ксения Горлевая,
— Мы ищем эволюционный путь решения транспортных проблем, потому что ограничения, например одномоментное введение платного въезда или полный запрет въезда грузовиков в город, не дадут эффекта. Это означает, что ждать скоропалительных кардинальных предложений не стоит. Это гибельный путь».
В прошлом году власти города пытались ограничить грузовое движение в центре города, выдавая водителям спецпропуска. Однако эта затея провалилась. По федеральным правилам дорожного движения, если необходимость проезда обоснована, например транспортной накладной с адресом доставки, грузовик может проехать и под знак.
«В настоящий момент на ряде перегруженных магистралей города установлены дорожные знаки, запрещающие движение грузового транспорта. За их соблюдением следит ГИБДД. Спецпропуска не выдаются, а движение осуществляется согласно правилам дорожного движения», — говорят в комитете по транспортно-транзитной политике.
Теперь в дневные часы пик Смольный планирует ограничить движение грузовых автомобилей полной массой более 8 тонн на территории Петербурга, ограниченной КАД. Эти грузовики пустят по специальной опорной сети магистралей. Какие трассы и улицы войдут в опорную сеть, пока неизвестно.
Однако в Смольном говорят, что вывести транзитные потоки из центра планируют с помощью дуговой магистрали вокруг центра по направлению набережной Обуховской обороны – набережной реки Нева – Западный скоростной диаметр. Движение по ней будет непрерывным.
В 2010 году губернатор Петербурга направила президенту письмо, в котором предложила усилить административную ответственность за нарушение правил стоянки, а также переложить на водителей расходы, связанные с эвакуацией. Сейчас эвакуацию оплачивают за счет городского бюджета. Эти предложения были поддержаны и появились в законопроекте, недавно принятом Госдумой в первом чтении. Этот же проект дает субъектам РФ право временно прекращать движение по дорогам регионального значения.
В петербургских программах «привлекательность использования населением общественного транспорта» предлагается повысить за счет организации выделенных полос, как это уже сделано на Литейном проспекте. В планах шесть первоочередных коридоров: Аэропорт – Московский вокзал, Ржевка – станция метро «Ладожская», ул. Авиаконструкторов – проспект Испытателей – Светлановская площадь, ул. Типанова – проспект Славы, Петергофское шоссе – ул. Казакова. Однако никаких сроков в Смольном пока не называют.
Развитие общественного транспорта предполагает и создание транспортно-пересадочных узлов с обеспечением максимально комфортных и безопасных условий движения. В числе первоочередных три транспортно-пересадочных узла – на Сенной площади, площади Ленина, у станции метро «Василеостровская». На Сенной площади работы начались уже на этой неделе. Также в 2011–2013 годах власти планируют ввести 5 станций метрополитена, продолжить строительство Фрунзенского радиуса и начать работы на Красносельско-Калининской линии метро.
В Смольном разрабатывают единую транспортную модель города, с помощью которой будет модернизирована Автоматизированная система управления дорожным движением (АССУД), управляющая работой светофоров.
Специально созданная компьютерная программа позволит при планировании новых строительных объектов прогнозировать, каким образом сооружение повлияет на транспортную обстановку.
Между тем экологи уже говорят о том, что, если не решить проблему с пробками, к 2018 году Петербург просто задохнется. Елена Малышева, представитель комитета по природопользованию и охране окружающей среды, говорит, что дата — 2018 год — была получена в результате анализа экологического состояния Петербурга. «Это научные исследования: мы запрашиваем такие работы у Российской академии наук, у крупных НИИ, — сказала Малышева. — По большей части загрязнение идет от работы двигателей на холостом ходу».
Николай Сорокин, заместитель председателя смольнинского комитета по природопользованию и охране окружающей среды, заявил, что загрязненные зоны составляют 4% от общей площади города. Большинство таких участков находится в центре.
Поскольку единого проекта по решению транспортных проблем в Смольном нет, то нет и сметы расходов. Москва планирует выделять на эти цели по 200 млрд рублей в год. Это в три раза больше, чем тратилось столичными властями при Лужкове.