Центральное управление французской контрразведки (DCRI) не нашло доказательств фактов промышленного шпионажа против компании Renault, сообщает агентство AFP со ссылкой на официальные власти. Руководство компании ранее уволило трех высокопоставленных сотрудников компании, подозреваемых в продаже секретных разработок электромобилей иностранным конкурентам. В утечках якобы были замешаны член правления компании Жан-Мишель Бальтазар, его помощник Бертран Рошетт и замдиректора проекта электромобилей Матье Танненбаум. Все трое были уволены, хотя так и не признали своей вины.
В ходе внутреннего расследования руководству Renault сообщили (источник сообщения не называется) номера заграничных счетов этих сотрудников.
Однако спецслужбы Франции не обнаружили у уволенных менеджеров банковских счетов в Швейцарии, на которые они якобы получали вознаграждения за предоставление конфиденциальной информации о разработке электромобилей, которые обошлись Renault и его партнеру Nissan в 4 млрд евро.
Сообщения о шпионаже внутри компании появились в СМИ в начале 2011 года. Тогда говорилось, что французская компания в августе 2010 года провела внутреннее расследование, в результате которого были собраны доказательства передачи сотрудниками технологий посредникам – возможно, для китайских конкурентов. Секретная информация касалась, в частности, аккумуляторов для перспективных электромобилей, которые должны появиться в продаже после 2012 года. Позже главный операционный директор Renault Патрик Пелата опроверг эту информацию, заявив, что в руки посредников могли попасть экономические детали проекта, но никак не важные технические разработки, и Renault при этом столкнулась с «организованной международной сетью».
Китайские власти, в свою очередь, резко отреагировали на сообщения французской прессы о продаже секретов Renault в КНР, назвав эти обвинения «безответственными, необоснованными и неприемлемыми». Министр промышленности Франции Эрик Бессон после этого поспешил сообщить, что «вообще все государства вне подозрений».
Теперь в самой компании Renault подозревают, что инициированное расследование – следствие мошенничества, которое могло быть нацелено на сведение счетов в отношении менеджеров внутри предприятия.
Гендиректор Renault Патрик Пелата, в свою очередь, заявил, что компания могла стать жертвой манипуляции. Однако адвокат французского автоконцерна Жан Рейнар в четверг заявил, что о манипуляции говорить все-таки рано и предложил не спешить списывать со счетов первоначальную версию о промышленном шпионаже.
В последние годы скандалы, связанные с промышленным шпионажам, регулярно происходят вокруг китайского автопрома.
В 2007 году девятерым сотрудникам Kia Motors были предъявлены обвинения в передаче технологий производства автомобилей Китаю. В 2009 году в Чикаго был арестован инженер Ford Чань Дон Ю, обвиненный в краже секретной технической документации и перепродаже ее в КНР. Ущерб от его деятельности оценен в $50–100 млн. В июне прошлого года в США начался суд над бывшей работницей General Motors Саньшань Ду и ее мужем, обвиненными в краже гибридных технологий для продажи их китайскому автопризводителю.
Кроме того, мировые автопроизводители регулярно судятся с китайскими компаниями, обвиняя последние в плагиате. Так, представители компании Daewoo пытались в течение года доказать, что модель Chery QQ, по сути, копия их Matiz. Mercedes-Benz пытался через суд прекратить продажи в Европе китайских автомобилей, копирующих миникар Smart ForTwo – Shuanghuan Noble. Однако до сих пор суд КНР не удовлетворил ни одного иска в отношении местных автопроизводств.