Компания Renault подала официальный иск в связи с фактами промышленного шпионажа, сообщили «Газете.Ru» в представительстве Renault в России. Автопроизводитель вручил исковое заявление прокурору республики в Париже в пятницу для передачи дела правоохранительным органам и начала уголовного расследования.
Помимо промышленного шпионажа Renault указывает на факты подкупа, злоупотребления доверием, хищения и сокрытия добытого преступным путем имущества, совершенные в составе организованной преступной группы. «Подача иска основана на вскрытых случаях тяжких преступлений, нанесших ущерб предприятию, особенно в части его стратегической, технологической и интеллектуальной собственности», — отмечается в заявлении.
Имена возможных преступников не разглашаются – они обозначены в заявлении для СМИ как «Икс».
Ранее, однако, французское издание Figaro сообщало со ссылкой на собственные источники, что речь идет о трех менеджерах высшего звена (в том числе одном члене правления), отвечавших за разработку электромобилей. В утечках замешаны член правления компании Жан-Мишель Бальтазар, его помощник Бертран Рошетт и замдиректора проекта электромобилей Матье Танненбаум.
Cекретная информация касалась, в частности, аккумуляторов для электромобилей, продажа которых была запланирована на 2012 и последующие годы. Согласно источникам Figaro, следствие полагает, что украденные сведения передавались посредникам и были предназначены для китайских компаний.
Однако упоминание Китая вызвало резкую реакцию как со стороны правительства КНР, так и со стороны французских официальных лиц. На следующий день после публикации информации о «китайском следе» китайский МИД через своего представителя Хун Ли опроверг какую бы то ни было причастность государства к промышленному шпионажу.
Он назвал эту информацию «безответственной, необоснованной и неприемлемой».
Уже в пятницу министр промышленности Франции Эрик Бессон поспешил заявить, что «информации о возможной замешанности китайцев в деле, связанном с хищениями секретов Renault, не имеется». По этой причине правительство «не должно обсуждать что-либо в связи с жалобой компании». Министр добавил, что «вообще все государства вне подозрений». Renault также заявил, что отныне компания «не будет участвовать ни в каких полемических обсуждениях», поскольку «отныне это дело правосудия».
Аналогичным образом пришлось сбавить тон и Европейскому аэрокосмическому агентству, чей представитель Луи Галлуа в четверг дал Financial Times интервью, озаглавленное «Промышленный шпионаж – китайская реальность». После устроенных китайской стороной протестов Галлуа выступил с заявлением, что не говорил ничего подобного и был неверно понят журналистами.
В последние годы скандалы с китайскими промышленными шпионами в мировом автопроме происходят регулярно.
Так, в 2007 году девятерым сотрудникам Kia Motors были предъявлены обвинения в передаче технологий производства автомобилей Китаю. По версии следствия, сотрудники раскрыли китайцам содержание 57 секретных документов, касающихся технологии сборки автомобилей. Бумаги отправлялись по электронной почте в одну из консалтинговых фирм, учрежденных бывшими менеджерами Kia, а затем уже китайской стороне.
В 2009 году в Чикаго был арестован инженер Ford Чань Дон Ю, обвиненный в краже секретной технической документации и перепродаже ее в Китай. Ущерб от его деятельности оценен в $50–100 млн. В ходе следствия он признался в содеянном. Приговор по делу будет вынесен в этом году.
В июне прошлого года в США начался суд над бывшей работницей General Motors Саньшань Ду и ее мужем, обвиненными в краже гибридных технологий для продажи их китайскому автопризводителю. По версии следствия, Саньшань, которая работала в одном из инженерных центров GM, похитила более 5000 страниц документов, касающихся разработок General Motors в области гибридных технологий. Супруги располагали крадеными секретными сведениями GM с 2003 по 2006 годы.
Примечательно, что женщина похищала у GM секретную информацию по гибридным автомобилям.
Кроме того, время от времени мировые производители пытаются судиться с китайскими конкурентами в китайских судах (в случае явного копирования их разработок). Так, представители компании Daewoo пытались в течение года доказать, что модель Chery QQ, по сути, копия их Matiz. Mercedes-Benz пробовал юридическим образом прекратить продажи в Европе китайских автомобилей, копирующих миникар Smart ForTwo – Shuanghuan Noble. Однако до сих пор китайский суд не удовлетворил ни одного иска в отношении местных автопроизводств.