Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по итогам 2010 года выросли на 30%. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за весь год в нашей стране реализовано 1 910 573 новых автомобиля. В декабре продано 204 586 автомобилей, что на 60% больше, чем в аналогичном месяце 2009 года.
Как сообщил в четверг председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас, прогноз на 2011 год составляет 2,24 млн автомобилей.
Продажи автомобилей в России вышли в плюс по сравнению с низкими результатами 2009 года в апреле 2010 года, осенью показатели роста к аналогичному периоду прошлого года достигли 50%, а в ноябре было продано на 80% автомобилей больше, чем годом ранее – 189 902. При этом российский авторынок опередил высказывавшиеся прогнозы: в начале года эксперты АЕБ ожидали, что за год будет реализовано не более 1,5 млн автомобилей, позднее прогноз был скорректирован до 1,7 млн автомобилей, а в декабре было заявлено об ожидаемых продажах машин на уровне 1,9 млн и росте на 30%.
По словам вице-председателя комитета автопроизводителей АЕБ и главы российского отделения Ford Марка Овендена, результаты 2010 года вселяют оптимизм, и прогнозы на 2011 год вполне позитивны, однако лишь в том случае, если российская экономика и валюта продолжат рост.
«Мы приветствуем продление программ утилизации подержанных автомобилей и льготного кредитования, — отмечает Овенден. – Однако следует заметить, что 80% продаж по этим программам приходится на дешевые автомобили традиционных российских автопроизводителей».
Больше всего автомобилей (517 147) в 2010 году продал «АвтоВАЗ», показав рост на 48%. При этом почти половина из них была реализована по государственной программе утилизации: по данным автопроизводителя, с государственной скидкой реализовано 221 584 автомобиля. В последнем месяце 2010 года автозавод продал 49 597 машин, что на 78,3% больше, чем в аналогичном месяце 2009 года, из них по программе утилизации 27 160 машин.
На втором месте по объемам продаж в России располагается Chevrolet (116 233 авто за год и 12 552 в последнем месяце), увеличившая продажи к аналогичным периодам прошлого года на 11% и 35% соответственно, за ней следуют Kia, Renault, Ford и Hyundai, продавшие 104 235, 96 466, 90 166 и 87 081 авто соответственно. При этом продажи Kia в 2010 году увеличились на 49%, Renault на 33%. Ford реализовал на 10% больше автомобилей, а Hyundai на 17%.
Многие японские марки к концу года укрепили свои позиции. В декабре продано 10 323 автомобиля Nissan и 575 люксовых Infiniti, что соответственно на 108% и 141% больше, чем в том же месяце 2009 года. На 129% в последнем месяце года выросли продажи Mitsubishi (продано 5314 авто), на 85% вырос спрос на Mazda. Тем не менее по итогам 2010 года Mazda продала 24 926 автомобилей – на 19% меньше, чем годом ранее. На 22% (до 18 159 машин) снизились продажи Honda.
Также в декабре реализовано 8525 автомобилей Toyota, что на 46% больше аналогичного месяца прошлого года.
Всего в 2010 году японская корпорация продала в России 90 296 автомобилей Toyota и Lexus, при этом спрос на люксовые автомобили японской марки увеличился на 72%, до 10 981 автомобилей, продажи Toyota увеличились на 15%, до 79 315 машин. Глава российского представительства Toyota Такеши Исогая ожидает, что в целом российский автомобильный рынок в 2011 году достигнет 2,3 млн автомобилей. Продажи автомобилей Toyota ожидаются на уровне 115 тысяч машин.
«Доля рынка автомобилей Toyota в России, по нашим оценкам, составит к концу текущего года около 6% от общего объема автомобильного рынка в России. Продажи автомобилей марки Lexus в 2011 году, по нашим прогнозам, вырастут на 45% по сравнению с 2010 годом — до 16,1 тысяч единиц. При таком сценарии доля рынка марки Lexus в премиум-сегменте в следующем году составит более 13%», — говорит он.
В люксовом сегменте большинство марок закончили год с существенным ростом. В «большой немецкой тройке» Mercedes, реализовавший за 12 месяцев 19 724 автомобиля (+64%), перегнал Audi (18 510 авто, +23%), но не достал BMW (20 584 автомобиля и 26% роста). На 7% увеличились продажи Land Rover (9970 автомобилей за год), а Jaguar (858 авто) на 8% ушел в минус. Практически не изменились показатели японской Infiniti (4674 авто в 2010 году и 4630 годом ранее), до 1572 экземпляров (+24%) увеличились продажи Porsche. Официальные дилеры Volvo реализовали за год 10650 автомобилей. Таким образом, рост продаж составил 54,48% по сравнению с 2009 годом (6 894 проданных автомобиля).
Программа утилизации в 2010 году воскресила спрос на вазовскую «классику», которая стала самой покупаемой моделью автомобиля. За год реализовано 136 006 Lada 2105 и 2107, на 102% больше, чем в 2009 году.
За ней следуют Priora, Kalina и Samara. Самой продаваемой иномаркой стал Ford Focus (67 041), почти на 4 тысячи автомобилей обогнавший московский Renault Logan (62 862). По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Дэвида Томаса, на докризисный уровень 2008 года российский автомобильный рынок может вернуться уже по итогам 2012 года, с результатом 2,8–2,9 млн автомобилей.