«Мы планируем приобрести долю «Тройки Диалог» в «АвтоВАЗе»: мы в процессе переговоров по данному вопросу», – заявил 27 октября в интервью арабоязычной версии телеканала «Russia Today» глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон. По его словам, конкретного решения пока не принято, но «у нас на это есть время, мы не торопимся», сказал руководитель альянса.
В инвестиционной компании «Тройка Диалог» корреспонденту «Газеты.Ru» подтвердили, что продажа акций обсуждается.
«Переговоры ведутся, они находятся в начальной стадии», – сообщила представитель компании Полина Новоселова.
Сейчас акционерный капитал автозавода составляет 9,25 млрд руб. У Renault и «Тройки Диалог» по 25% акций «АвтоВАЗа». Еще 25% плюс одна акция у госкорпорации «Ростехнологии». Ранее сообщалось, что завод находится в процессе размещения допэмиссии акций. Предполагалось, что на первом этапе эмиссии Renault сделает взнос технологиями на 4,368 млрд рублей (сохранив свои 25%), «Ростехнологии» получат акции в счет долга «АвтоВАЗа» перед ними на сумму 12,666 млрд рублей (увеличив свою долю до 29,4%). Доля же «Тройки Диалог» размоется после первого этапа до 20,53%.
В четверг утром, после заявления Карлоса Гона, официальный представитель Renault опроверг факт ведения переговоров о покупке акций, сообщило агентство Reuters. Между тем в российском представительстве компании Renault-Nissan факт ведения переговоров не опровергают. «Никаких конкретных решений нами не принято. Однако учитывая, что мы являемся крупным игроком на рынке и наш партнер Renault владеет 25% акций «АвтоВАЗа», мы можем предпринять шаги к усилению своего присутствия в России», – сообщила «Газете.Ru» представитель «Ниссан Мотор Рус» Татьяна Натарова. «Факт переговоров об увеличении доли в «АвтоВАЗе» мы как участники альянса не опровергаем. Но говорить о каких либо решениях пока преждевременно», – сообщила представитель Renault Оксана Назарова.
В свою очередь в середине дня о готовности продать 4% акций «АвтоВАЗа» компании Nissan заявил и глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов.
Таким образом, если обе сделки состоятся, доля Renault-Nissan в «АвтоВАЗе» может увеличиться до 49,5% акций.
«Часть, может быть, мы продадим: 4% погоды не сделают. У нас после первого этапа допэмиссии будет 29%. И 25% (блокирующий пакет – прим. авт.) себе оставим», – цитирует слова руководителя госкорпорации РИА «Новости». Ранее, в мае этого года, Чемезов говорил о намерении увеличить присутствие «Ростехнологий» в «АвтоВАЗе» до 40%. В «Ростехнологиях» новое заявление своего руководителя пока не комментируют.
На заводе воздерживаются от комментариев по поводу переговоров и возможных сделок. Директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков пояснил «Газете.Ru»: «Все переговоры, которые ведутся между акционерами о покупке и продаже акций, являются делом акционеров. Мы же ими не являемся».
«Рано или поздно у франко-японского альянса будет контроль над «АвтоВАЗом»,
– считает руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. – По моей информации, акции «Тройки Диалог» в итоге получит Nissan. Стратегия развития «АвтоВАЗа» от этого не изменится: она определена и всех устраивает. В последующие годы будет идти постепенное замещение российского модельного ряда разработками на платформах Renault и Nissan. Стратегическая задача альянса – взять 40% российского рынка легковых автомобилей под тремя брендами – Renault, Nissan и Lada».
Факт возобновления переговоров о продаже российских долей в «АвтоВАЗе» говорит о том, что сомнения, мучившие автомобильный альянс во время кризиса, позади. «Они всегда хотели получить «АвтоВАЗ». Ранее остро стоял вопрос цены, но это было в то время, когда вообще все во всём сомневались. Сейчас же у западных автопроизводителей снова появился интерес к инвестициям», – полагает эксперт.
Андрей Верников, заместитель гендиректора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент», также видит позитив в возможном увеличении доли Renault-Nissan. «Ранее Карлоc Гон говорил, что не намерен увеличивать долю. Предыдущий пакет был куплен под неявным давлением правительства России. Я думаю, что роль в решении альянса об увеличении доли решило быстрое восстановление автомобильного рынка в России, в том числе благодаря поддержке со стороны государства», – замечает он.