Уже в этом месяце будет официально открыта трасса «Амур» Чита — Хабаровск, проект строительства которой появился еще в 1966 году. Трасса проходит по территориям Забайкальского края, Амурской области, Еврейской АО и Хабаровского края и впервые за всю историю страны обеспечит сквозное круглогодичное автомобильное движение, связав дорожную сеть Дальнего Востока с опорной сетью дорог страны.
Трасса «Амур» также станет составным звеном самой протяженной в мире государственной автомагистрали Владивосток — Москва — Санкт-Петербург (около 10 тысяч километров).
Первым на испытание 2097 километров еще недостроенной трассы в августе 2010 года выехал премьер-министр Владимир Путин, преодолевший весь маршрут на канареечной «Ладе-Калине». «Между Читой и Хабаровском не было до сих пор автомобильной дороги. Наконец мы это сделали. Надо посмотреть», — отметил премьер перед поездкой.
После окончания автопробега премьер признал, что около 500 километров дороги подлежат капитальной реконструкции, а сама трасса «смотрится не как федеральная трасса, а как хорошая проселочная дорога, не более того».
Вслед за Путиным в автопробег отправился мэр Читы Анатолий Михалев, который отозвался о трассе еще критичнее. «Начиная от Читы ее надо переделывать всю, не упоминая уже об инфраструктуре.
На некоторых участках ехать со скоростью более 40 километров в час просто невозможно. Поэтому сказать, что федеральная дорога сегодня соответствует всем требованиям, нельзя»,
— заявил читинский градоначальник и отметил, что дорога построена «вполне нормально, хоть и не везде радует исполнение».
Аккурат после автопробега Владимира Путина прокуратура Амурской области возбудила уголовное дело по ч. 1 ст. 330 УК (самоуправство) и ст. 293 (халатность) в отношении ООО «Брус», которое самовольно разработало карьер и поставляло для строительства трассы «Амур» щебеночно-песочную смесь, не отвечающую ГОСТу. Это может привести к быстрому разрушению возводимого дорожного полотна, отметили в прокуратуре.
Строительства трассы Чита — Хабаровск проходило в суровых климатических условиях. 372 километра проходят по первозданной тайге, разные участки дороги строились в условиях сплошной и островной мерзлоты. По словам вице-премьера Сергея Иванова, строительство автодороги Чита — Хабаровск начиная с 1978 года оценивается в 200 миллиардов рублей. По оценкам Росавтодора, сооружение километра дороги обходится в среднем в 50 млн рублей. Ведомство подчеркивает, что в ходе строительства дорожники активно создавали и внедряли самые современные научные разработки в области дорожного строительства.
Однако автомагистраль «Амур» спроектирована и построена по нормативам лишь третьей технической категории.
Это дороги с облегченным покрытием (более тонкий асфальт), рассчитанные на небольшую нагрузку, с одной полосой движения на оба направления. Ширина дороги на «Амуре» всего 7 метров — по одной полосе в каждом направлении.
В ближайшие дни очередная группа высокопоставленных чиновников протестирует новую трассу. О своем намерении проехать по всей дороге заявил министр транспорта Игорь Левитин — чтобы проверить, как идет ее реконструкция и как реализуется поручение Владимира Путина сделать всю дорогу в твердом покрытии (премьер обратил внимание, что 140 километров в щебеночном покрытии). Трассу также планируют «обкатать» глава ГИБДД Виктор Кирьянов и руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин. Уже на следующей неделе по всей магистрали Чита — Хабаровск проедет и корреспондент «Газеты.Ru».