Правозащитники обратились к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой сформировать профессиональный совет, который разработает новый маршрут трассы Москва — Санкт-Петербург. Эксперты рассматривают два альтернативных проекта. Строительство трассы в обход Химкинского леса обойдется дороже, считают дорожники. В Росавтодоре заявили, что альтернативы вообще быть не может.
Правозащитные организации экологов Greenpeace, WWF, Центр охраны дикой природы, а также движение «В защиту Химкинского леса» обратились к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой создать при совете по правам человека специальную комиссию, которая разработает альтернативный маршрут трассы Москва — Санкт-Петербург, не предполагающий дальнейшую вырубку Химкинского леса. В состав комиссии помимо экологов должны будут войти транспортные и дорожные эксперты. О готовности принять участие в разработке новой трассы в обход Химкинского леса заявили также во вторник столичные власти. «Если руководство, правительство будет собираться по этому поводу, мы готовы внести свои предложения», — заявил мэр Москвы Юрий Лужков.
На официальном сайте Росавтодора тем временем были опубликованы пять маршрутов для прокладки трассы Москва — Санкт-Петербург. Проекты были представлены еще на стадии проработки, и теперь они снова стали актуальны для обсуждения. Однако технико-экономическое обоснование готовилось только по трем проектам, которые были признаны наиболее жизнеспособными, среди них и утвержденный проект с вырубкой 144 га Химкинского леса.
Альтернативный вариант — маршрут через московский район Молжаниново, который огибает Химкинский лес слева и расположен между лесом и Ленинградским шоссе.
Согласно проекту, трасса пройдет от Бусиновской развязки в обход города Химки по восточной окраине поселка Левобережный, через канал им. Москвы западнее поселка Старбеево, через лесной массив Химкинского лесопарка. Далее трасса, обходя поселок Вашутино, проходит на расстоянии 300 м от деревни Бурцево и следует далее по незастроенной территории параллельно существующей автомобильной дороге М-10 «Россия», примыкает к подъезду к аэропорту Шереметьево-1 на расстоянии 1,35 км от автомобильной дороги М-10 «Россия». В проекте заложено, что для его реализации потребуется вырубка 70–80 га леса и снос 50 домов.
Другой вариант маршрута через городской округ Химки предусматривает обход города с выходом в районе Молжаниново на существующую автомобильную дорогу М-10 «Россия». Далее по данному варианту предусматривается реконструкция существующей дороги с ее расширением и устройством на большом протяжении эстакадного участка.
Проект трассы через Молжаниновский район был разработан еще в 2005 году. В то время правами на реализацию инвестиционных проектов по застройке двух земельных участков в этом районе владела компания «Интеко» Елены Батуриной. Однако в 2009 году, как заявили в «Интеко» агентству «Интерфакс», компания вышла из контракта, потому что территория не была освобождена от прав на нее третьих лиц. Аналогичные проблемы могут возникнуть и при прокладке трассы.
В Росавтодоре по-прежнему настаивают, что жизнеспособной в экономическом плане альтернативы вырубке Химкинского леса нет.
Впрочем, в 2004 году во время конкурсного отбора проектов власти выбрали не самый экономичный вариант прокладки трассы. Так, по оценкам, которые представляла ООО «Северо-Западная концессионная компания», стоимость строительства через городской округ в Химках в ценах 2004 года составила 27 млрд рублей. Через Молжаниновский район стоимость строительства в ценах 2004 года составила бы 17,5 млрд руб. Принятый третий вариант через Химкинский лес в ценах 2004 года был оценен в 21 млрд руб. В итоге сумма контракта на строительство трассы в 2010 году составила 60 млрд рублей.
Сейчас дорожники, рекомендуя выбор маршрута, упирают на сложность в расселении жильцов, которое потребуется на альтернативных проектах. «Когда общественность посмотрит варианты, она еще раз убедится в том, что никакого другого варианта нет, — высказал свое личное мнение представитель Росавтодора Андрей Меньшов. — По другому маршруту – поселки и деревни. Давайте пригласим деревню, и она скажет, хочет она быть снесенной или нет. Пускать под снос деревни из-за строительства дороги – бред».
По словам префекта САО Олега Митволя, расселения людей в Молжаниновском районе не потребуется, потому что трасса может пойти по Проектируемому проезду, который есть в районе. «Там возникнут технические вопросы, но по масштабам они будут несравнимы с нынешними», — считает Митволь.
Вариант маршрута через городской округ Химки также имеет минусы, по мнению дорожников.
В справке к проекту на сайте Росавтодора говорится, что его реализация потребует произвести снос большого количества жилых домов и отселение большого количества жителей города Химки и деревни Новоселово — порядка 3 тысяч жителей.
А также приведет к ухудшению экологической ситуации в черте города Химки, превышению предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосфере.
Президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОСОлег Скворцов считает, что вариант со строительством скоростной трассы через Химкинский лес наиболее экономически оправдан. Также эксперт высказал опасение, что нынешняя ситуация и возможный пересмотр проекта отпугнет от российской дорожно-строительной отрасли иностранных инвесторов.
«Я считаю, что сейчас нанесен громадный ущерб дорожному строительству страны. Трассу строит частный инвестор, их и без этого не так легко затянуть на подобные инвестиционные проекты. Это долгосрочный проект, отдача там происходит через добрый десяток лет, поэтому их сложно сюда затягивать», — сказал эксперт «Газете.Ru». Он опасается, что в дальнейшем возникнут проблемы с платными дорогами. «Иностранцы таких вещей не понимают, они привыкли действовать по закону.
Если законность этих действий была подтверждена судом, а потом она отменяется, то у инвестора возникают опасения. Тем более что он и сейчас терпит убытки», — опасается эксперт.
Вместе с тем научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин напомнил, что строительство дороги складывается из двух компонентов. Один из них – чисто дорожные расходы, то есть песок, щебень, битум, подготовка земельного полотна, а второй – сопряженные расходы, связанные с тем, что надо выкупить землю, отселить жителей, заплатить компенсации.
По мнению Михаила Блинкина, по Химкинскому варианту в стоимость были заложены достаточно условные кадастровые оценки лесных земель и их перевода в земли для транспортного назначения.
«Эти кадастровые оценки были сильно занижены, и вариант через Химкинский лес получился гораздо более выгодным», — сказал эксперт «Газете.Ru».
Заказчик строительства трассы — ФГУ «Дороги России» — отмечает, что перенос строительства приведет к невосполнимым убыткам. «Затраты были на проведение конкурса, на подготовку территории строительства и проектирование, и эти деньги уже не вернешь», — отметил представитель заказчика.
«Тут возникнет очень серьезная задача – перейти с одного варианта на другой, это достаточно серьезные юридические последствия, — рассуждает эксперт Михаил Блинкин. — Я считаю, что все равно надо переходить, потому что трассы больших магистральных дорог так не проводят – она должна быть прямой, этот зигзаг абсолютно неправильный. Можно ли исправить эту ошибку сейчас – искренне не знаю».
Экологи, в свою очередь, убеждены, что ошибку на стадии согласования и разработки еще можно устранить.
«На сегодняшний день мы не ратуем за какой-то конкретный вариант, - говорит лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова (признана в РФ иностранным агентом). - То, что сейчас обсуждает активно Росавтодор, нужно посмотреть. То, что мы достали альтернативные варианты в 2005 году, то это одни, а у Росавтодора что-то еще. Митволь предлагает свой вариант: трасса идет вдоль территории Октябрьской железной дороги, а потом по Молжаниновскому шоссе и леса вообще не касается. Мы все должны собраться, рассмотреть варианты и говорить хотя бы об одном, а сейчас идет откровенная путаница. Мы все можем переругаться, даже не понимая, о каком варианте идет речь. «Единая Россия» должна подготовить превью и описать каждый вариант, экологическое, техническое и материальное обоснование. Но точно можно сказать, что есть альтернативные варианты, которые вообще не касаются Химкинского леса».
В случае прохождения трассы через Химкинский лес, по оценкам экологов, он будет уничтожен полностью.