Во вторник в формате круглого стола представители ГИБДД, депутаты Госдумы и научная общественность подвели итоги четырех лет реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» (ПБДД).
В начале встречи замглавы ГИБДД Владимир Кузин объявил, что ФЦП доказала свою высокую эффективность и будет продлена до 2020 года, соответствующий приказ уже подписал премьер-министр Владимир Путин. «С момента принятия в 2004 году ФЦП и на этот период времени мы сохранили более восьми с половиной тысяч человеческих жизней. За базовый отсчет взят 2004 год, и принятые меры привели к такому результату», — заявил Кузин.
Гаишный чиновник напомнил, что за последние несколько лет неоднократно вносились изменения в КоАП, ужесточающие наказания за нарушение ПДД. Впрочем, ФЦП ПБДД к повышению штрафов никакого отношения не имеет, заметили журналисты.
Депутаты Владимир Плигин и Александр Гуров, выступавшие следом за Кузиным, также высказали теплые слова в адрес ФЦП. «Великолепная программа», — не поскупился на комплименты Гуров. Депутат подчеркнул, что необходимо увеличить финансирование ФЦП: «Ничего не получится без денег», — считает он.
Парламентарии также вспомнили об ужесточении наказаний за нарушения ПДД и настояли, что штрафы необходимо и впредь увеличивать. «Кнут сыграл свою роль», — подытожил Гуров.
Проректор МАДИ по экономической работе и международным связям Александр Чубуков в своем выступлении сравнил сотрудников ГИБДД с миротворцами, которые стоят между воюющими друг с другом автомобилистами. Затем Чубуков, уже традиционно на этом круглом столе, заговорил об ужесточении наказаний и, видимо, посчитав, что это также инициатива ФЦП ПБДД, в унисон с коллегами похвалил программу.
Журналисты поинтересовались у генерала Кузина, на что расходуются средства ФЦП, раз выяснилось, что восемь с половиной тысяч потенциальных жертв ДТП удалось спасти благодаря ужесточению наказаний.
Ответить решил депутат Плигин: «Денежные средства были затрачены для организации автоматической системы слежения, — заявил он. — Улучшается качество разметки, улучшаются затраты на организацию системы движения, перестройка системы оказания первой помощи, вещи, связанные с обучением».
Правозащитники, в свою очередь, считают, что ФЦП ПБДД за четыре года реализации показала свою несостоятельность. «Программа предусматривает активную пропаганду безопасности дорожного движения, но что вы видели более активное, чем раньше? – удивляется президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Многочисленные опросы среди автовладельцев показывают, да и вся страна должна была бы заметить деятельность ФЦП (это же не разведка), что фактически ничего не изменилось».
В рамках ФЦП проводятся акции по пропаганде безопасности дорожного движения. Одну из самых популярных – «Безопасное колесо» — придумали еще в СССР. До принятия ФЦП существовали и другие аналогичные проекты.
Десятки миллионов бюджетных рублей в рамках программы расходуются на научные исследования.
Например, на один из последних конкурсов «Проведение комплексных исследований и подготовка научно обоснованных предложений по разработке методики оценки эффективности федеральных, региональных и местных программ обеспечения безопасности дорожного движения» предлагается заключить контракт на сумму до 20 млн рублей. «Подобные исследования у меня больше всего вызывают вопросов», — замечает Травин.
Также было организовано строительство нескольких подземных переходов по всей России и закуплены для ГИБДД средства фото- видеофиксации.
По мнению эксперта, повышение штрафов также большой роли в сокращении числа жертв на дорогах не сыграло. «Когда сотрудники ГАИ говорят, что они победили на дорогах смертность, в том числе благодаря повышению штрафов, то лично они для этого ничего не сделали, — уверен Виктор Травин. — Повышение штрафов не сыграло роль. Они работают только на сознание участника движения в течение первого года, потом водители или приспосабливаются, или находят лазейку, как не платить».
Снижение смертности на дорогах произошло по причине финансового кризиса, а также благодаря обновлению российского автопарка за счет иномарок. По состоянию на 1 апреля 2010 года в России эксплуатируются порядка 5,5 млн иностранных автомобилей в возрасте до 5 лет, свидетельствуют данные агентства «Автостат». «За последние годы произошел гигантский прирост иномарок, которые оснащены активными и пассивными системами безопасности», — заключил Виктор Травин.
На программу ФЦП «ПБДД в 2006–2012 годах», в общей сложности, было заложено $1,8 млрд. Сколько правительство намерено потратить на пролонгацию программы до 2020 года, пока неизвестно.