Противоаварийные мероприятия на путепроводе, расположенном на 24-м километре Ленинградского шоссе, московские власти организовали по предписанию Ространснадзора, московской прокуратуры и по согласованию с ОАО РЖД, заявил первый заместитель мэра Москвы Петр Бирюков на пресс-конференции в четверг.
Предписание московской прокуратуры поступило еще 23 июня.
В четверг Генеральная прокуратура начала проверку соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности в связи с ограничением движения на 24-м километре Ленинградского шоссе. «В ходе проверки будет дана оценка действиям (бездействию) органов государственного надзора (контроля) в сфере дорожной деятельности и должностных лиц органов исполнительной власти Москвы», — сообщается на сайте ведомства.
В РЖД «Газете.Ru» заявили, что график проведения ремонтных работ все еще согласовывается. На вопрос, когда железнодорожники узнали о том, что эстакада будет закрыта, в ведомстве ответить не смогли.
По-прежнему неизвестно, когда начнется ремонт путепровода: подрядчик ООО «Пелискер», который будет выполнять реконструкцию, не может согласовать с РЖД документацию.
«Они (подрядчик – «Газета.Ru») уже присылали нам документ на согласование, но для нас очень важно, чтобы при проведении работ обеспечивалась безопасность движения поездов, — заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь РЖД Дмитрий Перцев. — Пока у них все это не соответствует требованиям — мы им отправили документ на доработку».
На вопрос, зачем перекрывать мост, если работы не ведутся, заммэра Бирюков ответил: «Я не возьму на себя ответственность открыть мост, потому что пользоваться им в таком состоянии опасно». Более того, по его словам, работы ведутся без перебоев в технические окна между поездами. «Тянуть было некуда. К тому же летом работы можно сделать качественнее и быстрее. С какой стати мы должны были извещать Василенко (Михаил Василенко, гендиректор аэропорта Шереметьево — «Газета.Ru») индивидуально? Он ездил по этому мосту и видел специальные дорожные знаки», — говорит чиновник.
О ситуации с пробками Бирюков сказал: «Что в этом удивительного? Там всегда были пробки. 50 лет назад было достаточно трех полос на мосту, а сейчас даже четыре полосы не решат проблему». Чиновник утверждает, что ремонт дороги никак не связан с конкуренцией между аэропортами Шереметьево и Внуково. «Мы же расширяли Ленинградку в черте города и раньше. Для нас важен комфорт москвичей», — приводит железный аргумент чиновник.
Префект Северного административного округа Москвы Олег Митволь заявил «Газете.Ru», что если бы движение на эстакаде не было закрыто до 2 июля, то столичная прокуратура могла привлечь чиновников к административной или уголовной ответственности.
«Не остановить движение мы не могли, — заявил префект. — Под этим мостом ходит «Сапсан», мост достаточно старый, и рисковать никто не хочет, зная, что будет, если в лобовое стекло что-то свалится с моста. Не очень понятно, почему кто-то пытается сделать крайним город».
«Не нужно ничего привязывать к «Сапсану», — парирует представитель РЖД Дмитрий Перцев. — Я понимаю, «Сапсан» теперь виноват в жизни каждого россиянина, но мы к этому уже привыкли. Но мосту 50 лет, и его ни разу не ремонтировали. Не появлялась ли у чиновников в голове светлая мысль, что активное автомобильное движение, которое находится сверху, может неожиданно провалиться?» На данном участке курсирует более 200 пассажирских поездов, перевозящих более 150 тысяч пассажиров в сутки, напоминают в РЖД.
Признаки ухудшения технического состояния путепровода начали проявляться еще в 2002 году.
О необходимости ремонта моста неоднократно заявляли железнодорожники. В 2009 году департамент имущества Москвы исключил путепровод из реестра городского имущества, сообщает РЖД. В этом же году министерство имущественных отношений Подмосковья отказалось брать на баланс эстакаду в связи с отсутствием денег, пояснил Олег Митволь.
Активисты движения «Экооборона», выступающие против вырубки Химкинского леса ради строительства трассы Москва – Санкт-Петербург, заявили «Газете.Ru», что ситуация на Ленинградском шоссе создана искусственно и является попыткой чиновников пролоббировать проект строительства новой трассы.
Критической остается обстановка с загруженностью не только на Ленинградском шоссе, но и на прилегающих дорогах. Согласно исследованию аналитического центра ГК «Эшелон Геолайф», проведенному по запросу «Газеты.Ru», средняя скорость движения на Ленинградском шоссе на участке ремонта составляет 5–10 км/ч, что на 60–70% ниже обычной для этого времени года. «Загруженность Ленинградки повлекла за собой повсеместные затруднения движения на соседних дорогах, в радиусе до сотни километров от места ремонта, — сообщили «Газете.Ru» эксперты компании. — Степень загрузки на альтернативных трассах, таких как Дмитровское и Пятницкое шоссе, теперь достигает 95–100%».
Читатели «Газеты.Ru» сообщают, что люди, возвращающиеся по Ленинградке из Москвы в область домой, покидают пассажирский транспорт, который практически не движется, и идут пешком.
По прогнозам аналитиков, если в ближайшее время не будут приняты срочные и кардинальные меры по изменению дорожной ситуации, пробки охватят северное и северо-западное направления целиком.
Из-за ремонта эстакады на Ленинградке несут крупные убытки автобусные перевозчики и транспортные компании. «Для того чтобы объехать пробку и уйти через южные трассы на Санкт-Петербург, приходится делать крюк в 140–150 км, — рассказал «Газете.Ru» председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. — Только горючего для этого тратится примерно 60 литров на каждую машину. Так что цифры потерь, с учетом грузопотока, получатся страшные». При средней цене дизтоплива в 20 рублей за литр, перевозчики на объезде тратят лишние 1200 рублей с каждого рейса.
Кроме того, перекрытие приводит к росту числа опозданий, в случае которых компании вынуждены платить неустойки. «У некоторых клиентов существует принципиальная позиция, когда опоздание считается срывом заявки на перевозку. В таком случае сумма неустойки доходит до 25% от цены фрахта», — рассказал «Газете.Ru» директор петербургского филиала компании «Транс-навигация» Александр Белов.
По мнению научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, проблема с заторами на Ленинградском шоссе из-за ремонта моста возникла по причине отсутствия в городе даже элементарных зачатков стратегического транспортного планирования.
Несмотря на то что исчерпывающая информация о ремонте этого моста существовала еще 6–8 лет назад и на эту реконструкцию были заложены деньги в бюджете, мост так и не отремонтировали. Также за это время не были проработаны альтернативные пути для проезда.
Кроме того, практически вплотную к Ленинградскому шоссе были построены торговые центры, делающие невозможным расширение трассы. «Аксиома городского планирования заключается в координации землепользования и городского транспортного планирования», — заключает эксперт.
Вечером в четверг источник в столичной администрации сообщил СМИ, что в районе проведения ремонтных работ на Ленинградском шоссе к полуночи будут открыты для движения транспорта дополнительные полосы. Сколько именно полос откроют, пока неизвестно.