Во вторник глава Минфина Алексей Кудрин заявил, что правительство до конца июля этого года примет решение о повышении акцизов на бензин в течение трех лет на 1,5–3 рубля, передает РИА «Новости». При этом если будет переложена нагрузка с транспортного налога на бензин, в таком случае акцизы вырастут на 3 рубля. Если же регионы захотят сохранить транспортный налог, то топливные акцизы подорожают на 1,5 рубля. Каким образом будет исчисляться размер акцизов и транспортного налога в зависимости от субъекта, министр не пояснил. «Эти сценарии сейчас лежат на столе, мы обсуждаем и примем решение до конца июля», — сообщил глава Минфина.
Источник в финансовом ведомстве заявил «Газете.Ru», что официальную позицию по этому вопросу озвучил заместитель Кудрина – Сергей Шаталов. В частности, он заявил, что упразднять транспортный налог нецелесообразно, однако он может быть снижен.
«С учетом того, что регионы имеют всего два собственных налога — на имущество организаций и транспортный, — мне кажется такое решение не совсем правильным, тем более что при помощи транспортного налога региональные власти могут вмешиваться и в регулирование социально-экономического положения на собственной территории. Более вероятно говорить о некотором снижении транспортного налога или, может быть, освобождении от него какого-то класса автомобилей небольшой мощности, но необходимо сохранить его в налоговой системе», — цитирует чиновника РИА «Новости».
60-летний Сергей Шаталов — один из самых авторитетных чиновников Минфина, эксперт в сфере налогового законодательства. Служит в министерстве с 1995 года, является разработчиком проекта налоговой реформы в России, один из авторов Налогового кодекса.
Эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов в интервью «Газете.Ru» рассказал, что, по его мнению, акцизы на бензин в любом случае вырастут, потому что они во многом формируют бюджет на 2011 год. При этом розничная цена на бензин с учетом инфляции вырастет примерно на 20%. По мнению эксперта, транспортный налог останется, потому что бюджеты целого ряда регионов не готовы расстаться с этими поступлениями.
В таком случае транспортный налог, который чиновники хотели переместить в топливные акцизы, будет сохранен. При этом отказаться от идеи ввести налог для граждан при покупке бензина чиновники не захотели.
«Это высшая подлость! – заявил «Газете.Ru» председатель Московского топливно-энергетического союза Александр Воловик. – Повышение акцизов оправданно только в том случае, если отменят налог на транспорт. Если не будут отменять транспортный налог, то какое право они имеют вводить налог на продажу? Бюджет — это не черная яма, в которую можно загонять любые средства, обдирая налогоплательщиков».
Судьбу транспортного налога и повышение топливных акцизов в этом году в правительстве стали обсуждать в связи с решением воскресить Дорожный фонд, который будет аккумулировать средства для строительства и ремонта автодорог. Чтобы наполнить фонд, Минтранс в мае предложил увеличить налоги на нефтепродукты вдвое и отменить транспортный налог. «В дорожный фонд будут отчисляться акцизы на бензин, дизельное топливо и моторные масла, а также НДС от реализации транспортных средств и нефтепродуктов, производимых на территории России и импортируемых на ее территорию», – заявил тогда «Газете.Ru» источник в Минтрансе.
Идею Минтранса поддержал вице-премьер Сергей Иванов, заявивший, что транспортный налог будет упразднен уже в 2011 году.
Во вторник помощник президента Аркадий Дворкович заявил журналистам, что окончательно решение относительно судьбы транспортного налога пока не принято. «Вопрос с акцизами на бензин рассматривается в увязке с транспортным налогом, окончательное решение президент не принял и ждет окончательных предложений правительства на этот счет», — цитирует Дворковича ИТАР-ТАСС. Чиновник пообещал, что какое бы решение ни было принято, «на владельцах автомобилей это не скажется».