Во вторник в Тольятти топ-менеджеры «АвтоВАЗа» во главе с президентом Игорем Комаровым представили бизнес-план завода до 2020 года. К 2017 году автозавод планирует довести объемы выпуска автомобилей до миллиона в год, а к 2016 году полностью обновить модельный ряд. Инвестиционная программа «АвтоВАЗа» с 2010-го по 2020 год оценивается в 183,5 млрд рублей.
Согласно программе развития, к 2013 году в Тольятти должен начаться выпуск автомобилей на платформе B0 Renault-Nissan, в те же сроки планируется разработать семейство дешевых автомобилей на базе Kalina, которые заменят автомобили «классического» семейства ВАЗ-2105 и 2107, а впоследствии и Samara. В 2011—2012 годах Lada Priora должна пройти фейслифтинг.
По словам директора по внешним связям «АвтоВАЗа» Игоря Буренкова, программа модернизации производства «АвтоВАЗа» уже начата. «Начиная с нового года на «АвтоВАЗе» остановлена первая нитка конвейера, там ведется работа по организации производства автомобилей на платформе B0, которые планируется начать производить в 2012 году. Параллельно идет разработка автомобиля, который должен заменить «классику», он будет построен на базе Lada Kalina», — сказал Буренков «Газете.Ru».
В 2010 году руководство «АвтоВАЗа» ожидает рост продаж до 446 тысяч штук, при этом в апреле завод рассчитывает продать до 50 тысяч машин. «По состоянию на вчерашний день, мы реализовали 43,7 тысячи автомобилей. По итогам месяца хотим подобраться к 50 тысячам», — цитирует Комарова РИА «Новости».
По его словам, в мае до половины автомобилей Lada будут проданы по государственной программе утилизации. Сейчас этот показатель составляет порядка 30%. За весь первый квартал автогигант реализовал 71632 автомобиля. Производственный план на май составляет 45,9 тыс. автомобилей.
Однако уже сейчас, когда с начала утилизационной госпрограммы прошло менее двух месяцев, запас утилизационных сертификатов израсходован почти наполовину: выдано около 87 тысяч сертификатов. По данным Минпромторга на вечер вторника, неизрасходованными остаются 113235 премий.
Согласно программе развития, в 2010 году численность персонала завода составит 71 тысячу человек. В 2011 году она будет уменьшена до 65 тысяч. К 2013 году планируется увеличить штат рабочих до 72 тысяч человек (в связи с запуском в производство семейства бюджетных машин). К 2020 году на предприятии будут работать около 69 тысяч сотрудников.
По словам вице-президента по финансам Олега Лобанова, за первый квартал 2010 года «АвтоВАЗ» получил убыток по российским стандартам бухгалтерского учета на уровне 2,6 млрд рублей. Из них 1,5 млрд приходятся на проценты по кредитам, а 1,1 млрд рублей относится к операционным результатам, пишет Reuters. По словам Лобанова, выход на положительный операционный результат по итогам 2010 года «вполне достижим». По итогам года долг «АвтоВАЗа» составил порядка 38,6 млрд рублей. При этом 28 млрд рублей от «Ростехнологий», которые планируется направить на расчеты с кредиторами, предприятие должно получить до конца месяца. В течение мая банки-кредиторы (Сбербанк и ВТБ) рассмотрят вопрос об открытии для завода кредитной линии на сумму порядка 24 млрд рублей на срок до 5 лет.
«Реструктуризация долга «АвтоВАЗа», когда завод отдаст банкам 28 млрд рублей и получит сравнимую сумму в виде кредитов, фактически будет означать замещение краткосрочных кредитов долгосрочными.
По сути, «АвтоВАЗу» выделяют средства, чтобы он мог занять примерно столько же или больше и не одним траншем, а в течение года-двух. В этом и заключаются госгарантии», — поясняет аналитик аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын.
В модернизацию производственных процессов до 2020 года планируется вложить до 22,5 млрд рублей, в развитие модельного ряда — 58,4 млрд, в двигатели — 9,8 млрд и в производственные мощности — 68,2 млрд. рублей. При этом начать частичное финансирование модернизации из собственных средств завод рассчитывает лишь после 2012 года.
По самым оптимистичным экспертным прогнозам, «АвтоВАЗ» может начать производство в течение ближайших нескольких лет автомобилей на платформе Renault. С учетом нынешнего нестабильного рынка до 2020 года загадывать пока рано.
«Если «АвтоВАЗу» в течение ближайших трех-пяти лет удастся построить один новый конвейер и начать там выпуск двух-трех новых моделей на платформе B0, это будет уже очень хорошо. Строиться он будет на средства «АвтоВАЗа» (на те финансы, которые он привлечет), а технологии будут французскими. Возможно, французская сторона предоставит скидки на это оборудование либо отдаст его в долгосрочный кредит», — прогнозирует Козицын.