Автосборочный проект Sollers во Владивостоке в своем роде уникальный — производство автомобилей налажено на базе судоремонтного предприятия «Дальзавод». «Соллерс» стал первым российским автопроизводителем, открывшим завод на Дальнем Востоке после того, как импорт подержанных автомобилей в Россию практически сошел на нет.
В начале 2009 года в регионе, где большинство населения эксплуатирует подержанные авто из Японии, прокатилась волна протестов, связанных с повышением таможенных пошлин. По итогам 2009 года, как подсчитала консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers, импорт подержанных автомобилей в России снизился на 97% и составил порядка 12 тысяч штук против 395 тысяч годом ранее.
Соглашение о строительстве предприятия «Соллерс» во Владивостоке, на котором до 2012 года планируется создать более 2000 рабочих мест, было подписано в июле 2009 года, а 29 декабря в присутствии премьер-министра Путина состоялось его официальное открытие. Для осуществления проекта компания заручилась кредитной поддержкой государства на сумму 5 млрд руб. (деньги выделяются по линии Внешэкономбанка). Непосредственно на развитие автопроизводства планируется направить в общей сложности до 1,8 млрд руб., а еще 3,2 млрд — на развитие компонентной базы (в том числе штамповочного производства).
Автокомпоненты для сборки машин поставляются во Владивосток из Кореи морским путем. «Судно приходит от трех до шести раз в месяц», — уточняет директор по планированию и логистике дальневосточного завода «Соллерс» Сергей Баннов. За раз корабль привозит от 84 до 120 контейнеров, в каждом из них комплектующих на 2,5 автомобиля.
С марта 2010 года автозавод работает в три смены, до конца года здесь планируется выпустить в общей сложности 13 000 автомобилей SsangYong, однако из 2 200 автомобилей, собранных на предприятии с начала года, более 1800 авто было отправлено на европейскую территорию России.
«Это единственный завод в России, и в мире таких не видел, где контейнеры приходят прямо на завод, — рассказывает Баннов. — Большинство автомобилей, которые мы производим, направляются потом по железной дороге в Россию, там для наших машин существует рынок, который развивался несколько лет, и сейчас там продаем по несколько сотен автомобилей в месяц». Однако в самом регионе удалось реализовать за месяц всего 12 машин.
После разгрузки комплектующие отправляются в сборочный цех. Это большой светлый зал с яркими разноцветными стенами. Пахнет краской, целлофаном и новыми запчастями. Вообще сборочный цех не похож на завод в традиционном понимании: здесь довольно тихо и очень чисто, что сильно диссонирует с общей мрачностью, разрухой и разбитыми дорогами города. Рабочие в серых костюмах и синих фартуках и нарукавниках с отвертками и ключами позируют перед журналистами и собирают один за другим новые автомобили. В соседнем помещении учебный центр для подготовки рабочих. Сейчас на заводе задействовано около 500 человек. Ранее там стартовала сборка внедорожников SsangYong Kyron и Actyon, а в понедельник началось производство пикапов Actyon Sports.
Также на заводе планируют приступить к сборке грузовиков ISUZU и спецавтомобилей для нужд социальной инфраструктуры Дальневосточного федерального округа на базе FIAT Ducato: маршрутных такси, автомобилей «скорой помощи», школьных автобусов, инкассаторских машин. Кроме того, под заказы клиентов на новом заводе выпускаются спецверсии внедорожников «УАЗ».
На открытии производства присутствовали министр промышленности и торговли Виктор Христенко, губернатор края Сергей Дарькин, директор завода Александр Корнейчук и глава Sollers Вадим Швецов.
Пикап SsangYong Actyon Sports впервые будет производиться в России и станет также первым иностранным пикапом, локализованным у нас в стране. Чиновники и руководство завода благодарят друг друга за содействие в налаживании производства.
К концу года с конвейера завода сойдет около 1200 SsangYong Actyon Sports. Цены на автомобиль начинаются с 620 тысяч рублей, а для жителей Приморья они будут продаваться по 599 тысяч рублей. В перспективе этот завод станет первым на Дальнем Востоке, где будет организовано полномасштабное автомобильное производство, включая сварку, окраску и сборку. Здесь же предусмотрено создание производств автокомпонентов.
«Модель Actyon Sports стала третьей по счету продуктовой премьерой, запущенной в производство на «Соллерс—Дальний Восток» с начала работы завода, — говорит Вадим Швецов, генеральный директор ОАО «Соллерс». — Таким образом, мы поддерживаем тот уникальный темп, который мы задали при строительстве предприятия. В этом году мы планируем запустить в производство еще не менее двух моделей, что позволит нашим покупателям на Дальнем Востоке и во всей России выбрать качественный доступный внедорожник из широкой линейки нашей продукции». На полный цикл производство должно выйти в 2012 году.