Американский автопроизводитель General Motors выплатил правительству США и Канады $8,1 млрд, передает Associated Press. Как сообщил во вторник президент компании Эд Уитэйкр, это позволит компании вернуть потребительское доверие и послужит доказательством того, что антикризисный план по восстановлению работает. «Никто не был счастлив, что GM нуждался в правительственных ссудах: ни само правительство, ни налогоплательщики, ни, честное слово, сама компания, — пишет он в патетичных тонах в статье, размещенной в The Wall Street Journal. — Полагаем, что мы должны больше всего благодарить граждан США и Канады, и заверяем их в том, что инвестиции работают каждый день для производства высококачественных, топливосберегающих транспортных средств».
GM с начала XX века заслужил репутацию флагмана американского автомобилестроения. Концерн благополучно пережил две мировые войны и Великую депрессию.
Но в 2008–2009 году не справился с мировым финансовым кризисом и 1 июня прошлого года приступил к процедуре банкротства, ставшего четвертым по масштабу в истории США и самым крупным среди банкротств промышленных компаний.
При реорганизации компания в общей сложности получила $52 миллиарда от американского правительства и $9,5 миллиардов от канадцев. GM все еще остается должен $45,3 млрд властям США и $8,1 млрд властям Канады. Вашингтону принадлежит 61% акций компании, а Канаде – примерно 12%.
«В компании прошел крупный процесс реструктуризации, — объяснил «Газете.Ru» процесс восстановления GM аналитик Ernst & Young Иван Бончев. — Самые здоровые активы остались, остальные были распроданы или закрыты». В процессе оздоровления компания заметно проредила модельный ряд: бренд Saab был продан, марки Saturn и Pontiac ликвидированы, вот-вот канет в лету Hummer. На грани банкротства находился Opel, однако после реструктуризации и сокращения 10 тысяч человек бренд обрел второе дыхание.
«Все это позволило компании освободить определенные средства на оплату долговых обязательств», — комментирует аналитик.
Также на решительный шаг по выплате долгов компанию могла подвигнуть общая тенденция к восстановлению авторынка в США. «Уверенность в оживлении американского автомобильного рынка позволяет компании уже более стабильно смотреть на свои позиции, — рассуждает Иван Бончев. – Если последние несколько лет были тяжелыми с учетом падения рынка, то сейчас этот цикл заканчивается и начинается восстановление, поэтому перед компанией есть хорошие перспективы».
Примечательно, что выплата долга произошла на фоне серьезных проблем в Toyota, которая в 2007 году забрала у GM звание крупнейшего автопроизводителя.
«GM возвращают позиции по отношению к Toyota, которая очень сильно потеряла свои позиции на рынке в связи с последними отзывами», — говорит Бончев.
В России GM реализует марки Opel, Chevrolet, Cadillac, до банкротства компания предлагала нашим потребителям Saab и Hummer. «Потребительского доверия GM в России не терял, — рассказал «Газете.Ru» директор по связям с общественностью GM в СНГ Сергей Лепнухов. — Популярность его осталась на высоком уровне. Корпоративные проблемы на имидже продукта сказались в минимальной степени».
GM – первый в мире концерн, который начал выплачивать долги государству в посткризисный период. До сих пор восстанавливается после процедуры банкротства третий автопроизводитель в США — компания Chrysler. Однако, вполне возможно, и этот концерн сможет приступить к погашению долгов: на минувшей неделе глава компании Серджио Маркионне заявил, что проведенная реструктуризация Chrysler уже дает «хорошие результаты».
Между тем на реструктуризацию долгов крупнейшему российскому автопроизводителю «АвтоВАЗ» государство выделило еще 28 млрд рублей.
«Это позволяет им еще брать в долг», — пояснил «Газете.Ru» заместитель директора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. Пока же о возврате долгов государству говорить рано. «В среднесрочной перспективе не вернут», — считает главный аналитик ИК «Велес Капитал» Марина Иркли. «Сейчас автогигант даже на безубыточное производство не вышел, а когда и как выйдет, говорить сложно, — продолжил Удалов. – Может быть, только после переоборудования под выпуск нового модельного ряда». Общий долг «АвтоВАЗа» составляет 74,5 млрд рублей, из них 37 млрд рублей «Ростехнологиям» и 37,5 млрд рублей банкам.