После аварии вице-президента «ЛУКойла» на площади Гагарина в Москве прошел месяц, и волна возмущения против черных Mercedes с «мигалками» сама собой пошла на спад. Объявленная в понедельник акция протеста Федерации автовладельцев России — сигналить в клаксоны при виде машины с «мигалкой» и не давать чиновникам нарушать правила, перекрывая им путь по встречной полосе — массового отклика пока не получила. Впрочем, она продлится до конца месяца и, может быть, еще найдет своих последователей.
На самом деле борьба отдельных энтузиастов с властью на дорогах продолжается с одним и тем же уровнем активности уже много лет. Они снимают гаишников и чиновников на мобильные телефоны и видеокамеры, выкладывают съемку на своих форумах и в ЖЖ и пишут жалобы в соответствующие органы. Заставляют инспекторов предъявить документы в камеру или убрать машину ДПС с тротуара. Они знают 12 главу КоАП наизусть и превращают ежедневные поездки и общение с милицией в развлечение.
Но все это больше похоже на игру в казаки-разбойники, чем на действия реального сопротивления.
Последняя крупная акция против «мигалок» была разогнана еще в мае 2006 года. Тогда движение «Свобода выбора» проводила автопробег по Волоколамскому шоссе. На акцию собралось около 600 автомобилей, они были обклеены листовками с лозунгом «Нет мигалкам». На многих машинах были закреплены синие ведерки, символизирующие спецсигналы. Колонну разбили гаишники. Многих оштрафовали за мелкие нарушения или просто останавливали для проверки документов. На акциях протеста «Свободы выбора» власти отлично натренировались бороться с автомобильными выступлениями.
Тем не менее в ноябре того же года в порядке предвыборных пиар-решений президент Владимир Путин распорядился сократить число мигалок в пять раз – до тысячи штук.
Сегодняшняя борьба — это тоже пиар — и политический, и общественных движений, и журналистов. Газета «Ведомости» совместно с радиостанцией «Серебряный дождь» предложила читателям присылать в редакцию фотографии машин со спецсигналами, чтобы выяснить, сколько их ездит по Москве. Через полгода в редакции накопилось больше 1200 фотографии, причем один комплект номеров и мигалки был зафиксирован на двух машинах. С учетом того что, согласно постановлению правительства 2006 года, на спецсигналы имеют право только 737 ведомственных автомобилей, эти фотографии послужили поводом для журналистского запроса в Генпрокуратуру, МВД, ФСБ и правительство РФ. Ответа редакция пока не получила.
Правозащитники же, воспользовавшись популярностью автомобилиста Андрея Хартли, который не пропустил машину советника президента Владимира Шевченко на встречной полосе и заснял это на видео, теперь призывают всех повторить подвиг «народного героя».
Тем временем сами фаровцы под колеса чиновникам бросаться не спешат и ответственность за тех, кто воспримет их призыв и нарвется на радикально настроенную охрану вип-персон, тоже на себя скорее всего не возьмут.
Ведь Хартли повезло, что ему даже камеру не разбили и не обвинили по минимальной статье КоАП – непредоставление приоритета машине со спецсигналом без цветографической схемы – 300 рублей. Сценарий мог быть и другим.
Хартли действовал спонтанно и интуитивно. Такие порывы тоже случаются регулярно. В 2008 году в пробке автомобилисты перегородили резервную полосу и не пропустили кортежи объехать поток. Обалдев от неожиданности, машины сопровождения не стали толкаться и встали в пробку на Кутузовском.
Воодушевленные успехом, блогеры даже пытались повторить акцию, уже преднамеренно, но у них ничего не получилось.
Политики тоже решили высказаться на популярную тему: Юрий Лужков и Сергей Миронов в один голос призвали власть оставить в стране только две-три мигалки. Президенту, премьеру, можно еще патриарху. Миронов даже сказал, что сам ездит без спецсигнала, но сознался, что выезжает на встречку в составе милицейского кортежа. Что, кстати, является прямым нарушением правил, так как его машине в таком случае никакие привилегии не положены. Неравенство водителей не в «мигалках», но их запрет был бы отличным политическим ходом и на высшем уровне. Например, к следующим выборам.