В США в четверг суд округа Колумбия вынес решение по коррупционному делу «Власти США против концерна Daimler». По иску министерства юстиции США и федеральной комиссии по контролю за операциями с ценными бумагами компания выплатит в общей сложности $185 млн штрафов. В течение трех лет ее деятельность (в отношении соблюдения американского антикоррупционного законодательства) будет контролировать независимый наблюдатель – бывший глава ФБР Луис Фри.
Расследование началось после проверки финансовых документов компании Daimler министерством юстиции: по закону о коррупции за рубежом от 1977 года, американские власти могут преследовать компании, чьи акции торгуются в США.
В рамках разбирательства свою вину признали российское подразделение компании DaimlerChrysler Automotive Russia (ныне Mercedes-Benz Russia), а также немецкое подразделение Export and Trade Finance GmbH, сообщается в официальном заявлении американского министерства юстиции. В рамках соглашения об отсрочке судебного преследования они выплатят $27,26 млн и $29,12 млн.
Китайский филиал DaimlerChrysler (ныне Daimler North East Asia) также вступил в это соглашение, признав часть обвинений. Дочерние подразделения Daimler выплатят $93,6 млн в рамках уголовного расследования, а общая сумма в рамках гражданского и уголовного преследования достигнет $185 млн.
«В течение десятилетия Daimler AG и три ее дочерних компании нагло предлагали взятки в обмен на ведение бизнеса по всему миру. Используя офшорные банковские счета, сторонних агентов и обманное ценообразование, эти компании использовали взяточничество как способ ведения бизнеса», — констатировал представитель министерства юстиции США Майтили Раман. По его словам, признание вины Daimler AG и его дочерними компаниями и заключение соглашения об отсрочке судебного преследования должны послужить сигналом для других компаний относительно ведения бизнеса.
В материалах дела фигурируют случаи коррупции в 22 странах, в том числе в Германии, России, Туркмении, Нигерии, Китае, Египте, Греции, Хорватии, Австрии, Турции.
Согласно данным расследования, Daimler AG в период с 1998-го по 2008 год применял коррупционные схемы для получения госзаказов на автомобили.
Согласившись на урегулирование дела, российское подразделение Daimler признало факты откатов должностным лицам федеральных и муниципальных госорганов для обеспечения контрактов на продажу автомобилей, которые проводились в том числе с использованием счетов Daimler в Германии, подставных компаний и латвийских банков.
Согласно материалам дела, в России немецкий автопроизводитель выплатил в период с 2001-го по 2005 около 5 млн евро взяток различным чиновникам. «Неправомерные платежи» перечислялись чиновникам через счета офшорных компаний либо передавались представителями Daimler напрямую. За это время компания продала госучреждениям в России автомобилей на 64,6 млн евро.
В числе ведомств, фигурирующих в заключении минюста США, МВД, Минобороны, гараж особого назначения, предприятия «Доринвест» и «Машиноимпорт», чиновники администраций Нового Уренгоя и Уфы, а также некие «неустановленные лица».
«Газета.Ru» обратилась во все российские госучреждения, фигурирующие в докладе, с официальными запросами. В большинстве засветившихся в докладе минюста США российских ведомств отрицают факты закупки автомобилей Mercedes. Кроме того, за прошедшие годы во многих из них сменился руководящий состав.
Представители МВД заявили, что в их ведомстве автомобили Mercedes «можно пересчитать по пальцам» и пообещали провести служебную проверку, если материалы дела поступят в ведомство в официальном порядке.
В «Доринвесте» сообщили, что за прошедшие годы в учреждении практически полностью сменилось руководство, а также отметили, что в данный момент предприятие выполняет совершенно иные функции. Представитель «Машиноимпорта» заявил, что объединение никогда не занималось закупками автомобилей Mercedes.
Отрицают приобретение автомобилей Mercedes Unimog и в администрации Нового Уренгоя, а в администрации Уфы «Газете.Ru» подтвердили, что несколько лет назад спецмашины немецкой марки закупались для нужд коммунального хозяйства.
В Федеральной службе охраны (в ее структуру входит гараж особого назначения) прокомментировать ситуацию отказались, а Министерство обороны на запрос «Газеты.Ru» не ответило.
Немецкое подразделение Export and Trade Finance созналось в даче взяток должностным лицам в Хорватии (в том числе через американские подставные фирмы) в порядке обеспечения заказа на 210 пожарных автомобилей, а китайское –в том, что делало подарки и организовывало путешествия в интересах чиновников. Это делалось для получения государственных заказов коммерческого транспорта Mercedes и спецавтомобилей Unimog.