По данным Российского союза автостраховщиков, за год страховые компании выручили от продажи полисов ОСАГО 85,8 млрд рублей. Пострадавшим в ДТП они выплатили чуть более 56% суммы – около 48,5 млрд рублей. При этом прибыль страховщиков продолжает превышать законодательно закрепленный уровень – согласно действующему законодательству, порог убыточности ОСАГО составляет 77%.
В 2009 году договоры ОСАГО были заключены с владельцами 35,18 млн автомобилей, было урегулировано 1,96 млн страховых случаев. При этом выросла как стоимость полисов, так и размер компенсационных выплат.
В среднем страховка ОСАГО обходилась автовладельцам в прошлом году в 2439 рублей против 2190 рублей годом ранее. Одной из причин данного роста стало повышение ставок, прошедшее весной прошлого года. Согласно постановлению правительства, возросли региональные коэффициенты, которые применяются при расчете стоимости полиса. В частности, с 0,5 до 0,85 вырос региональный коэффициент для автовладельцев из Мурманской, Архангельской областей, Пермского края, республики Коми. Кроме того, на 1 год увеличился диапазон применения повышенных коэффициентов для неопытных водителей.
В условиях кризиса доверие граждан вызывали в основном крупные компании: десять страховщиков собрали порядка 65% всей страховой премии – увеличение их доли по сравнению с 2008 годом составило около 5%. Лидером рынка ОСАГО является «Росгосстрах», который собрал, с учетом филиалов, порядка 24,7 млрд рублей. Также в числе заметных игроков «РЕСО-Гарантия» (7,6 млрд рублей), Ингосстрах» (5,9 млрд ), «Спасские ворота» (3,4 млрд), РОСНО (2,7 млрд). В то же время в 2009 году с рынка ОСАГО ушли 15 страховых обществ. Согласно законодательству, обязательства по выплатам пострадавшим, которые были застрахованы в данных компаниях, на себя взял РСА. Средний размер компенсационной выплаты в 2009 году также несколько вырос: он составил 24433 рубля против 24365 рублей годом ранее.
При том что прибыли страховщиков все растут, законодатели не собираются вступаться за положение автомобилистов. На прошлой неделе был принят проект поправок к ОСАГО, подтверждающий право компаний выплачивать компенсации на ремонт машины с учетом износа запчастей. Это значит, что потерпевший получает не деньги на покупку новой детали, а стоимость подержанной. Закон лишь ограничил степень износа поврежденной детали до 80%. Страховщиков такое положение дел конечно устраивает. В первую очередь потому, что число выплат по ущербу с большим процентом износа составляет всего 1–3%, такие данные приводит директор центра методологии и управления продуктами для физлиц и малого бизнеса РОСНО Александр Гурдус.
«Наша компания выступает за упорядочивание процессов определения ущерба, однако данная мера – фиксирование износа на уровне, не превышающем 80%, — не окажет серьезного влияния на этот процесс», — говорит Гурдус.
«В настоящее время нет законодательно утверждённой методики расчёта процента износа. Существует несколько методик его определения, какой из них воспользоваться, определяет независимый эксперт», — поясняет эксперт.
С тем, что ситуация не изменится, согласны и критики существующей системы. Дело в том, что с момента вступления в силу в ОСАГО было заложено неполное возмещение ущерба при повреждении автомобиля. «В нынешнем виде система ОСАГО работает в первую очередь на то, чтобы приносить прибыль страховщикам. Согласно приведенной статистике, на покрытие убытков пострадавших в ДТП израсходовано чуть более половины полученных средств. Если учесть, что сумма налоговых отчислений и других расходов страховщиков не очень значительна, мы можем говорить о том, что они получили порядка 30 млрд рублей чистой прибыли», — отмечает депутат Госдумы от фракции КПРФ Виктор Илюхин.
Говорить о том, что ситуация может измениться в пользу автомобилистов, не приходится. Недавно новым главой Росстрахнадзора, главного контролирующего страховой рынок органа, назначен бывший глава Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль. А именно он готовил последние поправки в закон об ОСАГО, подтверждающие право страховщиков на заниженные выплаты.