В подмосковной Гжели китайская автомобильная компания Great Wall совместно с российским дистрибутором «Ирито» строит сборочный завод «полного цикла»: автомобили планируется собирать со сваркой и окраской кузовов. Инвестиции в проект оцениваются на уровне $25 млн. Около $1,4 млн планируется потратить на продвижение машин китайской марки в России, сообщает компания Optim Consult, специализирующаяся на консалтинге компаний, ведущих бизнес в Китае, со ссылкой на руководство «Ирито». В рамках соглашения между автопроизводителем и его российским дистрибутором на заводе уже смонтирован сборочный конвейер, линии сварки и окраски. Производство автомобилей по системе полного цикла планируется начать в 2010 году.
Крупноузловая сборка китайских внедорожников Great Wall SUV G5 и Hover на территории фарфорового завода «Электроизолятор» в Гжели началась в 2007 году, позднее там же стали собирать седаны Brilliance M2.
Однако с 2009 года правительство России увеличило пошлины на ввоз кузовов для крупноузловой сборки до 5 000 евро за штуку, и жизнь «отверточников» усложнилась, равно как и импортеров готовых автомобилей. В результате, по подсчетам агентства «Автостат», китайским компаниям Brilliance, BYD, Great Wall и FAW пришлось увеличить розничные цены на 15–20% при среднем росте в 7,2%.
С запуском производства, проектная мощность которого составляет 50 000 автомобилей в год, китайцы собираются занять до 10% российского рынка по итогам 2010 года.
Однако сейчас их дела идут неважно: по данным Ассоциации европейского бизнеса, за 11 месяцев 2009 года спрос на продукцию Great Wall в России снизился на 70%: дилерам удалось продать всего 2361 автомобиль против 7951 годом ранее.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что определенную долю российского рынка китайскому производителю удастся занять, но не ожидает существенного «прорыва» в связи с запуском нового производства Great Wall в России. По его словам, строительство китайцами сборочного завода имеет два основных мотива: во-первых, это желание ввозить компоненты по льготным тарифам, которые предусмотрены режимом промышленной сборки. Во-вторых, стремление побороть имеющиеся претензии к качеству китайских машин.
«Как правило, покупателями китайских автомобилей являются непритязательные люди, которые не хотят ездить на продукции отечественного автопрома, но не имеют средств на покупку более качественного авто.
Таких людей в России немного, особенно если учесть, что цены на продукцию сборочных производств ведущих мировых автопроизводителей достаточно демократичны», — отмечает эксперт. По его мнению, китайским инженерам пока не удалось создать по-настоящему оригинальный автомобиль, способный «зацепить» рынок.
«Успех китайской марки будет зависеть от особенностей реализации самого проекта. Лишь при степени локализации порядка 50% есть возможность существенно снизить издержки и добиться значительного экономического эффекта», — говорит аналитик финансовой корпорации «Открытие» Кирилл Таченников.
По его словам, нынешнее тяжелое состояние российского авторынка сохранится и в начале 2010 года. В таких условиях китайские марки, скорее всего, не смогут конкурировать с продукцией ведущих мировых брендов.
В компании «Ирито» в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» эту информацию опровергли. «На данный момент строительство завода Great Wall Motor в Подмосковье не планируется, в случае изменения ситуации компания «Ирито-Инвест» и представительство Great Wall Motor в России обязательно проинформируют об этом», — сказала руководитель отдела общественных связей компании «Ирито» Марианна Кузнецова.