Совет федерации на заседании в среду уверенно (125 против, 5 за) отклонил подготовленный Минфином законопроект об удвоении базовой ставки транспортного налога. Помимо этого документ разрешал увеличивать ставку в регионах в пять раз или, наоборот, снижать в десять раз. В прошлую пятницу документ в третьем чтении приняла Госдума. Но уже к понедельнику расклад кардинально поменялся.
Против повышения налога выступили сразу и спикер Госдумы Борис Грызлов (еще в пятницу голосовавший за), и совет палаты Совета федерации, и, наконец, администрация президента. После этого обсуждение в верхней палате было предопределено и не несло интриги.
Интрига осталась в другом. После отклонения закона депутаты и сенаторы создали согласительную комиссию, которая должна придумать новый, компромиссный вариант закона о повышении транспортного налога.
Повышение, таким образом, все равно будет, но коснется уже не всех.
От Совета федерации в согласительную комиссию уже назначены председатель комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин, зампред комиссии по взаимодействию со Счетной палатой Игорь Васильев («Единая Россия») и председатель комитета по промышленной политике Валентин Завадников. От Госдумы в комиссию войдут депутаты Глеб Хор, Александр Макаров, Евгений Самойлов и Виталий Шуба, рассказал «Газете.Ru» первый зампред думского комитета по бюджету Александр Коган.
На первое заседание комиссия собралась в среду вечером. В парламенте торопятся. Представитель президента РФ в Совете федерации Алесандр Котенков заявил, что комиссия должна завершить свою работу уже в четверг, чтобы в пятницу Госдума должна была принять новую редакцию закона, а Совет федерации, в свою очередь, мог утвердить ее 25 ноября.
Депутат Коган рассказал «Газете.Ru», что Минфин предлагает при сохранении прежней базовой ставки разрешить регионам повышать его в десять раз.
Один из противников законопроекта, депутат Госдумы от «Справедливой России» Антон Беляков сказал «Газете.Ru», что в этом случае мало что поменяется. «Фактически, протащат тот же закон, только слегка загримированный, — уверен Беляков. — Ведь основной задачей тех, кто продвигает законопроект, остается перекладывание как финансового бремени, так и ответственности на регионы. Нужно в условиях нехватки средств найти крайнего, и будет сделано все, чтобы этим крайним не оказался федеральный центр».
Но источник, близкий к Минфину, говорит, в свою очередь, что от этого плана могут и отказаться: Минфин планирует увеличение сбора налога в 2010 году лишь на 25%. Собираемость транспортного налога в регионах крайне низкая: только в Нижегородской области водители задолжали казне порядка 1 млрд руб. Во многих крупнейших городах и областных центрах России от повышения ставок налога в следующем году местные власти уже отказались. В частности, в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярском крае.