Международный День без автомобиля проводится в Москве второй год. Работникам муниципальных и государственных учреждений заранее было настоятельно рекомендовано добираться до работы своим ходом. Простых москвичей и гостей столицы также призвали провести день без личного автотранспорта. Для стимуляции праздника была снижена цена проезда в столичных троллейбусах и трамваях — вместо 25 рублей стоила 10 рублей.
Впрочем, как признался «Газете.Ru» руководитель пресс-службы ГИБДД Москвы Игорь Колосков, на то, что все жители Москвы откликнутся на призыв властей, никто в городской администрации не рассчитывал. «Во-первых, традиция еще не укоренилась, — поясняет он. – А во-вторых, у нас существует протестное отношение к любым инициативам сверху. Какими бы они положительными ни были. Есть традиция фрондерства, и мы это учитывали».
Тем не менее, по мнению гаишников, движение на дорогах города было немного свободнее, чем обычно, а пробки – несколько меньше.
«У нас, разумеется, нет прибора для замера количества автомобилей на улице. Но визуальное впечатление говорит о том, что кое-кто все-таки присоединился к инициативе властей», — считает Колосков.
В частности, практически в полном составе отказался от личного транспорта сам аппарат ГУВД. По словам Колоскова, «у нас возле управления автомобилей сегодня нет, как ни ворчали некоторые сотрудники». Подавая пример подчиненным, сам глава центрального аппарата ГИБДД Москвы генерал-майор Сергей Казанцев прибыл на работу на троллейбусе.
Не наблюдается скопления автомобилей и на стоянке у мэрии Москвы. Чиновники столичной администрации также, в меру своих возможностей, присоединились к инициативе — первый заместитель мэра Юрий Росляк, префект Центрального округа Алексей Александров, генеральный директор ГУП «Мосгаз» Гасан Гасангаджиев и другие должностные лица сегодня добирались до работы на метро.
А префект Северного округа Москвы Олег Митволь признался РИА «Новости», что даже заплутал в метрополитене: «с непривычки», пояснил он.
Нашлись свои нонконформисты и среди самих депутатов Мосгордумы. Так, общее следование вводимой сверху традиции нарушил Андрей Ковалев – член фракции «Единая Россия», предприниматель и лидер рок-группы «Пилигрим». Он прибыл к месту работы, на заседание, на автомобиле Maybach.
Традиция Дня без автомобилей зародилась в 1998 году. Первоначально этот своеобразный праздник городской экологии отметили несколько десятков французских городов. В настоящее время к движению присоединились около двух тысяч городов в сорока странах мира. День призван продемонстрировать осознание жителями городов проблем, которые несет автотранспорт, и их волю что-нибудь изменить.
Санкт-Петербург в этом году, как и в прошлом, День без автомобиля проигнорировал.