Во вторник после месяца остановки «АвтоВАЗ» возобновил работу. В первый день работы предприятия рабочих навестил новый президент – Игорь Комаров. За несколько дней до начала сентября он был утвержден в этой должности вместо Бориса Алешина. Завод начал работать в семь утра, Комаров в сопровождении нескольких официальных лиц пришел к рабочим сразу после их обеденного перерыва. Когда он появился на заводе, в сборочно-кузовном производстве уже шла работа: были запущены все «нитки» конвейера — собирали «Приору», «классику» и автомобили семейства «Самара». По ленте двигались полусобранные «Калины».
Во время осмотра новый президент переговаривался с руководителями каждого из подразделений, а затем сделал несколько официальных заявлений о том, как дальше будет работать предприятие. «В последние месяцы и особенно в последние дни основной акцент был на обеспечение поставок на «АвтоВАЗ» комплектующих. Хотя у многих поставщиков есть серьезные финансовые проблемы. Мы ожидаем, что сбоев не будет», — заметил Комаров. Он заявил, что готов помогать компонентщикам в переговорах с кредиторами.
У «АвтоВАЗа» долг перед банками, по словам Комарова, сейчас составляет 42 млрд руб.
Общий долг предприятия по состоянию на август составил 93,39 млрд руб. (данные компании «Автостат»). Немалую часть общей суммы — 25 млрд — составляет долг перед госкорпорацией «Ростехнологии», через которую власти выделили беспроцентную ссуду. Эти деньги, выделенные «АвтоВАЗу» на спасение от кризиса, ушли главным образом на расчеты с поставщиками. Меньшая часть — 8 млрд — была потрачена на исполнение обязательств по кредитам, полученным от Сбербанка РФ и ВТБ. Чистый убыток ОАО в первом полугодии составил 14,1 млрд руб.
Месячный простой позволил предприятию несколько снизить затоваривание складов – с 86 тыс. до 58 тыс. автомобилей. «Вырученные от продаж деньги позволили вздохнуть свободнее, но проблему низких продаж август не решил», — признался он. Августовские продажи оказались ниже июльских. Низкий спрос не позволит в ближайшее время вернуть предприятие к полноценной загрузке. Соответственно, и возвращение оплаты труда рабочих на докризисный уровень произойдет неизвестно когда. Средняя зарплата на предприятии на июль 2009 года составила, по официальным данным, 16,5 тыс. руб., что на 12% ниже аналогичного периода прошлого года. При этом с 1 сентября большинство производств на заводе перешло на сокращенную вдвое рабочую неделю. Оплата упадет соответственно.
Тем не менее, как рассказал «Газете.Ru» лидер официального профсоюза АСМ Николай Карагин, короткая 20-часовая рабочая неделя не будет распространяться на производства «Приоры», оно будет работать 6 дней в неделю. Также обсуждается вопрос о работе опытно-промышленного производства, где собирается длиннобазовая «Нива» в две смены.
Комаров заверил людей, что план спасения «АвтоВАЗа» у него уже готов.
В настоящее время документ проходит согласование на федеральном и региональном уровнях. «Основная цель этой программы — вернуться к безубыточности, доказать, что предприятие имеет право на жизнь», — отметил глава «АвтоВАЗа». Первым делом для этого будет сформирована новая команда топ-менеджеров. Туда войдут многие из тех, кто уже работает на руководящих должностях, но будет больше «производственников». Кроме того, будут внедряться новые схемы работы с дилерами и поставщиками.
Первое кадровое решение Комаров озвучил уже во вторник. Виталий Вильчик займет место исполнительного вице-президента по производству и техническому развитию. Последний, по мнению президента «АвтоВАЗа», является одним сильнейших специалистов в Тольятти и в автомобильной промышленности. Виталий Вильчик — одна из знаковых фигур на заводе. Он работает на «АвтоВАЗе» с 1970 года, начинал мастером, занимал ряд руководящих постов на производстве. В 2002–2005 гг. был президентом — генеральным директором завода. Несколько лет назад он перешел на должность одного из вице-президентов. Однако фактически производством с тех пор не занимался.
Ожидаются и кадровые изменения в совете директоров ОАО «АвтоВАЗ». Они должны быть утверждены 20 ноября.
По словам Комарова, в состав совета директоров может войти президент КамАЗа Сергей Когогин. Вероятнее всего, что сам Игорь Комаров сменит в совете Бориса Алешина.
Перемены в руководстве на заводе воспринимают с одобрением. Коллектив вышел на работу в приподнятом настроении. Люди настроены как можно скорее в нормальном режиме вернуться на рабочие места. «Мы надеемся на лучшее. Недавно завод запустил в производство новую модель Priora-универсал. Несколько тысяч таких машин уже собрано», — сказал молодой рабочий Андрей. «Старожилы» говорят более сдержанно. «Руководство меняется, а проблемы предприятия как были так, и остаются», — заметила с тревогой слесарь механосборочных работ Жанна, женщина средних лет, отработавшая на предприятии 19 лет.