Власти США не планируют в дальнейшем предоставлять автоконцернам GM и Chrysler финансовую помощь, пишет Automotive News. По словам представителя американского правительства Рона Блюма, автопроизводители спасены от полной ликвидации и в дальнейшем могут развиваться без дополнительной финансовой поддержки со стороны государства.
Обе компании несколько месяцев назад объявили себя банкротами, 30 апреля Chrysler и 1 июня GM. Их руководство было отправлено в отставку, а неприбыльные активы были закрыты или распроданы. При этом оба автоконцерна были частично национализированы – совладельцами концернов стало государство. На май 2009 года долговая нагрузка General Motors составляла $176 млрд.
«Необходимо знать и понимать процедуру банкротства в США. Все дело в нормах, которые содержит американский Кодекс о банкротстве, а точнее в статье «Chapter 11», дающей компании фактически уникальную возможность при процедуре банкротства не быть мгновенно ликвидированной. Дело в том, что когда предприятие проводит процедуру банкротства, никто из кредиторов не может ходить за ним и требовать денег. За это время компания имеет возможность провести минимальную реструктуризацию», — объясняет управляющий партнер международной аудиторской сети Grant Thornton в России Сергей Аслибекян.
%«В ходе процедуры банкротства GM удалось избавиться от существенной долговой нагрузки в размере $127,6 млрд, передать наиболее качественные активы в подконтрольную государству структуру, а также избавиться от неприбыльных активов, существенная часть которых пошла на распродажу», — добавляет аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский.
После выхода из процедуры банкротства GM остался должен только $48 млрд. Концерн оставил за собой лишь четыре бренда – Chevrolet, GMC, Buick и Cadillac, а также сменил цвет логотипа с синего на зеленый. По словам Владимира Сергиевского, процедура реорганизации в условиях существенных убытков производилась на государственные деньги, которые после продажи активов концерна были возвращены.
По мнению специалистов, тяжелые времена для автоконцернов еще не преодолены. Американский автопром вступил в кризисную фазу раньше, чем остальная мировая индустрия. Большие автомобили в линейке GM и Chrysler при продаже приносили большую маржу, и долгое время производители не хотели ничего менять, даже несмотря на то, что спрос на мировых рынках неуклонно менялся в пользу габаритных моделей. В итоге на американском рынке начали доминировать японские производители. Пока у американцев не будет собственных конкурентоспособных машин, кризис для них не закончится, убеждены специалисты. «Поддержка государства еще некоторое время, возможно, потребовалась бы, поскольку в настоящий момент GM испытывает существенное падение продаж, что существенно влияет на прибыль и негативно скажется на процессе модернизации модельного ряда компании», — замечает Сергиевский.
Сергей Аслибекян настроен более оптимистично. «Американские автопроизводители уже в силах самостоятельно разобраться с своими долгами. Правительство США дало время, за которое компании предприняли ряд мер, и теперь у них есть все шансы продолжать свою деятельность без привлечения государственных денежных вливаний.
Это американская специфика, в российском праве такой возможности нет, хотя мы отчаянно в ней нуждаемся», — считает он.
«Америка – страна с многолетней бизнес-историей. Ситуация, когда правительству приходится иметь дело с массовыми банкротствами крупных компаний, для нее не впервой. Ее законодательство более совершенно, чем российское», — соглашается управляющий партнер юридической компании Goltsblat BLP Андрей Гольцблат.