«Граждане экономят за счет покупки более дешевых машин. Если раньше они брали кредит и покупали иномарку, то теперь тратят собственные накопления и покупают продукцию «АвтоВАЗа».
Причем речь далеко не всегда идет о какой-то целенаправленной экономии – покупают то, на что хватает денег, а их сейчас у населения не так много, — комментирует ситуацию аналитик ИК «Финам» Константин Романов.
— В десятке лидеров по итогам первого полугодия находились семь автомобилей российского производства, цены которых находятся в диапазоне $12–16 тыс. При этом на пятерку лидеров продаж приходится 25% рынка в натуральном выражении, а это четыре модели «АвтоВАЗа» и Focus, наиболее ходовые модели которого стоят не дороже $20 тыс.».
«Люди действительно не стали покупать объективно более дорогих моделей», — соглашается директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. По словам эксперта, основу продаж в первом полугодии 2009 года составляли модели прошлого года выпуска. Эти машины продавались еще по прошлогодним ценам. «Простой пример: в этом году Mazda 3 предпоследнего поколения продавались по ценам прошлого октября – около 500 тыс. руб. Автомобили распродавали очень быстро. Затем цену подняли, и продажи тут же встали», — отмечает он. При расчете важным моментом стал рост курса доллара по отношению к рублю – доллар подорожал на 40%. Иномарки в рублях подорожали в среднем на 20%. «То есть даже в тех случаях, когда в рублях дилеры поднимали цены, в долларах стоимость машины оказывалась ниже – в среднем на те же 20%», — поясняет Целиков.
А сильнее всего просел сегмент автомобилей, предназначенных для среднего класса, – это достаточно дорогие японские модели, такие как Lancer X, Corolla, Qashqai. Так, по данным за первые 6 месяцев 2009 года, десятый Lancer рухнул с шестой позиции до 19-й (данные Ассоциации европейского бизнеса).
Для того чтобы выжить в условиях кризиса, производители вынуждены принимать меры.
Так, на российский рынок вернулся Mitsibishi Lancer предпоследнего, девятого поколения. Теперь он будет продаваться под именем Lancer Classic.
«Модель до сих пор производится в Японии. Мы приняли решение возобновить ее продажи в России, так как именно такой автомобиль сейчас нужен отечественным автовладельцам», — заметил руководитель службы по связям с общественностью компании в России Кирилл Устинов.
«В кризис потребители отдают предпочтение дешевым автомобилям, что сказывается на средних ценах продаж. В принципе, это нормальная ситуация во время кризиса. Аналогичные тренды имеют место в Европе и США. Для рынка это означает, что его объем в денежном выражении будет сокращаться быстрее, чем в натуральном», — считает Константин Романов. Тенденция покупать более дешевые автомобили проявилась в Европе: здесь в связи с кризисом увеличили долю продаж на рынке корейские марки KIA и Hyundai (данные Европейской ассоциации автопроизводителей ACEA). А для того, чтобы привлечь к своей продукции внимание здешних покупателей, во французских компаниях Renault и Peugeot немного обновили внешне и вернули в автосалоны свои бестселлеры – компакты Renault Clio и Peugeot 206. Впрочем, для российских автомобилистов эти модели пока недоступны. По мнению производителей, здесь малогабаритные машины не пользуются достаточным спросом.