Верховный суд Республики Марий Эл вынес приговор по делу об убийстве, в котором обвинялся старший инспектор ДПС ОГИБДД города Волжска, майор милиции Василий Михайлов. В ходе конфликта с коллегами на посту он застрелил одного из них, тяжело ранил другого и попытался покончить с собой. Как сообщили «Газете.Ru» в суде, коллегия дала Михайлову столько, сколько просило обвинение – 15 лет. Обстоятельств, смягчающих вину майора, в материалах дела не обнаружено.
Расстрел, согласно обвинению, произошел в ночь с 4 на 5 июля 2008 года. Майор Михайлов и его напарник старший лейтенант Дмитрий Лебедев заступили на ночное дежурство на посту «Рубеж» на улице Кошкина, отделяющей Марий Эл от Татарстана. В ходе дежурства в часть волжского ОВД поступил звонок от водителя «КамАЗа», пожаловавшегося на «неадекватного гаишника». По словам водителя, майор, с виду пьяный, остановил его и изъял водительское удостоверение за якобы непристегнутый ремень.
На место выехал 27-летний проверяющий из ОВД Артем Туранов. Прибыв на пост «Рубеж», он констатировал, что Михайлов действительно не в себе: останавливает машины и скандалит с их водителями. Туранов предложил коллеге сдать дежурство и ехать домой отдыхать.
«Я ему раз сказал «прекрати», два сказал, – показал на следствии Туранов. – Он меня не слушал, потом вытащил табельный «макаров» и выстрелил в меня».
Капитан Туранов, раненый в живот и в спину, бросился бежать в лес. Тем временем майор Михайлов четырежды выстрелил в своего напарника, лейтенанта Дмитрия Лебедева, и убил его на месте. После чего совершил еще один выстрел — себе в голову.
Причины внешне совершенно беспричинного убийства выясняли долго. Официальное следствие констатировало, что в момент совершения преступления майор Михайлов был трезв. Однако, как рассказал «Газете.Ru» руководитель организации «Человек и Закон» Дмитрий Егошин, проводивший общественное расследование инцидента, этот вопрос остается открытым.
«Первоначально в крови, сданной на экспертизу, не было обнаружено следов алкоголя. Однако оказалось, что это не кровь Михайлова, у нее даже другая группа. Когда это стало известно, следователь назначил новую экспертизу, но было уже слишком поздно для того чтобы установить, находился ли Михайлов в состоянии опьянения», – говорит Егошин.
Эксперты медико-санитарной части УВД констатировали у Михайлова нервно-психическое перенапряжение, однако не обнаружили никаких следов аффекта.
Таким образом, прокуратура пришла к выводу, что стрельбу майор открыл по причине внезапно «возникшего неприязненного отношения» к Туранову и Лебедеву.
Михайлов на следствии и на суде изложил версию событий, кардинально отличающуюся от официальной. По его словам, незадолго до ЧП он получил сигнал о том, что водитель «КамАЗа»-манипулятора совершил кражу. Поэтому он остановил проезжавший грузовик и стал его проверять. Ему помешал спешно прибывший капитан Туранов, потребовавший отпустить водителя «КамАЗа» и оставить пост. Михайлов отказался, между ними вспыхнула потасовка, в ходе которой он почувствовал удар по голове. После этого, рассказал Михайлов, ему привиделось, будто он переправляется на БТР через Волгу и по нему ведется огонь. Он не помнит, что делал в это время, и не осознавал, что стреляет в коллег.
Своей вины в преднамеренном убийстве Михайлов не признал.
Наблюдатели из «Человек и Закон» отмечают мягкое отношение милицейского руководства и следствия к Василию Михайлову. Он не был лишен звания и ушел на пенсию с сохранением всех наград. Кроме того, по причине приобретенной им инвалидности (при попытке самоубийства Михайлов повредил себе зрительный нерв и ослеп на один глаз) его не стали держать до суда под стражей. Он находился под подпиской о невыезде.
37-летний Василий Михайлов до ночи убийства числился одним из лучших гаишников республики и неоднократно отмечался наградами. В 1996–1997 годах он проходил службу в Чечне, но в боевых действиях не участвовал. Состоял в длительном стабильном браке, имел детей, привлеченные общественным следствием специалисты-психологи оценили его семейную жизнь как «совершенно благополучную».
В правоохранительных органах Волжска «Газете.Ru» рассказали, что
Михайлов имел репутацию исключительно честного гаишника и прославился среди коллег тем, что никогда не брал взяток. Тех же водителей, которые пытались предложить ему деньги, Михайлов в обязательном порядке задерживал и передавал для уголовного преследования.
При этом, однако, Михайлов считался крайне конфликтным. «Мать убитого лейтенанта Лебедева рассказывала, что ее сын не хотел работать вместе с Михайловым и несколько раз жаловался на его тяжелый характер», — рассказывает Дмитрий Егошин.
В ближайшее время, после вступления приговора Михайлову в законную силу, представители матери погибшего милиционера намерены подать гражданский иск о возмещении ущерба. По ее словам, накануне убийства лейтенант Лебедев со своей невестой подали заявление в загс.