«К примеру, человек садится за руль. Если он пьяный, машина не заводится, так как выделяются пары алкоголя, соответственно, автоматика блокирует систему зажигания автомобиля», — передает слова главы МЧС Сергея Шойгу ИТАР-ТАСС. «Вряд ли кто-то добровольно будет ставить себе такие системы на машины. Но если мы серьезно взялись за борьбу с пьянством за рулем, то это надо ввести в обязательном порядке», — считает Шойгу. Глава МВД Рашид Нургалиев поддержал инициативу коллеги.
Встроенные алкотестеры, разрабатываемые параллельно несколькими автомобильными компаниями, измеряют концентрацию алкоголя в организме водителя. Действуют эти системы по аналогии с портативными алкотестерами, которые применяются инспекторами ГИБДД, — измеряют количество спирта в выдыхаемом воздухе и в поту. Один из датчиков находится в спинке переднего сидения, второй – в рычаге переключения коробки передач. Если полученный результат превышает установленный предел, устройство автоматически блокирует запуск мотора.
В начале 2009 года Nissan объявила о начале испытаний подобного устройства. Volvo и SAAB уже начали установку аналогичных приборов на автомобили. Опция алкотестер для автомобилей SAAB составляет 300 евро.
«В настоящий момент встроенные алкотестеры находятся в разработке, — сообщила «Газете.Ru» менеджер по связям с общественностью «Ниссан Мотор Рус» Татьяна Натарова. — Есть ряд работающих образцов, но о серийном производстве и установке пока речи не идет».
Кандидат технических наук, сотрудник НИИ автотранспорта Сергей Мороз рассказал «Газете.Ru», что собственных разработок аналогичных устройств в России нет. «У нас были попытки создания систем, выполняющих, в общем, ту же задачу. К примеру, системы контроля психофизиологического состояния водителя – нечто вроде браслета, надеваемого на пульс. Но это осталось на уровне опытных образцов. Также была разработана система контроля водителя по зрачкам. Это эффективно, но довольно дорого и не вполне удобно», — рассказал ученый.
Рассчитывать же на то, что компании Nissan, SAAB или Volvo захотят продавать свои алкотестеры для массового применения, не приходится.
Надо сказать, что в России по сравнению с европейскими странами самая отсталая законодательная база в сфере безопасности дорожного движения. У нас разрешено продавать машины, не оборудованные антипробуксовочными системами, системами помощи при торможении, системами курсовой устойчивости и подушками безопасности. Эти технологии и устройства, которые в обязательном порядке используются и устанавливаются на все новые импортные автомобили, позволяют ежегодно сохранить десятки тысяч жизней во всем мире. Однако ни в одной стране нет закона, обязывающего производителя оборудовать автомобили алкотестерами.
Впрочем, инициатива Шойгу все же имеет шансы на реализацию. Парламент РФ собирается принять в первом чтении законопроект, разработанный по идее министра чрезвычайных ситуаций: ввести уголовную ответственность за отрицание победы в Великой Отечественной войне.