Митинг состоялся на Юбилейной площади Всеволожска, в двух шагах от здания местного УВД. Акция была согласована, но на всякий случай милиционеры оцепили периметр площади машинами ДПС. В центр выехал уазик с местным руководством милиции. Отметим, что во время митинга ни один милиционер так и не подошел к протестующим.
Рабочие собирались на митинг постепенно. Им выдавали повязки с символикой профсоюза «Форда». Разворачивались флаги с той же символикой, а также с аббревиатурой Межрегионального профсоюза работников автопромышленности (МПРА). К трибуне на площади подъехал профсоюзный микроавтобус «Форд». Из него вынесли динамики. На всю площадь стала греметь протестная музыка — Цой, ДДТ, Макаревич. Погода была безобразной: снег с дождем, холод. «Как бастовать — так морозы, как работать — так теплынь», — с досадой заявила своим знакомым одна из профсоюзных дам, прибывшая на митинг в числе первых.
«Что-то не похожи вы на людей, которые остаются без работы», — заметил корреспондент «Газеты.Ru», подойдя к группе молодых улыбающихся людей. Те вмиг посерьезнели.
«С введением четырехдневной недели каждый из нас потеряет очень много в деньгах, — рассказал Александр Борденюк, слесарь механосборочных работ «Форда». — Нам уже известно, что с 22 мая по 8 июня сборка машин на «Форде» будет приостановлена. А с 8 июня администрация планирует, что мы будем работать по 4 дня. Уже сейчас предлагают подписать документы, что мы с этим согласны. Если кто будет против — уволят по сокращению штатов».
«В итоге каждый из нас потеряет от 6 до 10 тысяч, — подхватил его коллега Дмитрий Наумов. — А ведь у всех семья, дети. Почти половина снимают квартиру во Всеволожске. Только это обходится в 12 тысяч. При этом менеджеры завода себе зарплату не сокращают и работают, как и раньше, 5 дней в неделю».
Ближе к 11.30 (митинг был намечен на 11.00) стало ясно, что больше 150 человек митинг не соберет.
Лидер профсоюза «Форда» Алексей Этманов объяснил малочисленность митингующих так: «Мы целый месяц не работали по пятницам, — сказал он «Газете.Ru. — Но, как только администрация завода узнала, что сегодня у нас митинг, сегодняшний день объявили рабочим. Получилось, что одна смена сейчас на заводе, вторая ушла с предприятия только в 3 ночи. Поэтому так мало людей. Это было сделано намеренно. У нас уже шутят: может, каждую пятницу бастовать?»
По словам Этманова, сейчас профсоюзу невыгодно объявлять забастовку. Однако недели через две рабочие готовы прекратить работу.
«Вчера я позвонил в один из питерских салонов-дилеров, который торгует нашими машинами, — говорил профсоюзный лидер с трибуны. — Сказал, что хочу «Форд-Фокус», 2 литра, пятидверку. Мне ответили, что такие машины только с АКП. Говорю: а бюджетную модель можно? Мне ответили: ну тогда вам придется подождать до середины 2010 года. Получается, что наши машины востребованы и продаются. Почему же нам администрация все время твердит о кризисе?»
«Правильно!» — подхватили в толпе.
«Поднимите руки те, кто снимает квартиру, — продолжал Этманов. Примерно половина собравшихся послушно потянула руку вверх. — А теперь поднимите руки те, у кого есть дети!» Теперь руки подняли почти все.
Этманов удовлетворенно оглядел лес рук и сказал:
«С введением четырехдневной недели у вас отнимут деньги на съем квартир. Так давайте сразу предложим администрации «Форда» закупить для нас вагончики и поставить их возле предприятия. Будем жить как гастарбайтеры!»
После этого со сцены выступали другие профсоюзные активисты «Форда». Они говорили о том, что обращались со своими проблемами в Минздравсоцразвития, трудовую инспекцию, к властям Ленинградской области. Однако вразумительного ответа ни от кого не услышали.
«Правительство Ленобласти нам ответило: это коммерческие дела, и мы в них не лезем, — заявил представитель профсоюза Алексей Белый. — Это не коммерческие дела, господин губернатор Сердюков! Это дела людские, народные… Кому мы нужны? Только себе! Государству на нас плевать! Так давайте консолидироваться вокруг профсоюза!»
На сцене оказались и недовольные малочисленностью митинга.
«Я смотрю на эту жалкую кучку народа и хотел бы коснуться темы малодушия, — заявил Максим Андреев, рабочий кузовного цеха. — Вчера обсуждали сегодняшний митинг, и что я услышал в своей бригаде? Одни говорят: ну, идти протестовать надо молодым, у кого ни семьи, ни жены. Другие просто сказали: холодно на улице и мы не пойдем».
«Ничего, ничего, — подбодрил всех Этманов. — Пусть первый блин комом. Помните нашу забастовку в 2007 году?
Мы тогда добились своего и сейчас добьемся. Пусть нас сегодня 150. Завтра будет 500. Послезавтра --15 тысяч!»
«Не надо верить в президента и премьера. У них сейчас миллион таких писем со всей России. Надо не просить, а действовать, — подытожил лидер профсоюза. — Предлагаю в качестве резолюции митинга отправить послание областной и районной власти, чтобы они поучаствовали в наших переговорах с администрацией завода в качестве третьего лица».
Митинг закончился на час раньше отведенного срока. «Время у нас есть, мы можем здесь на площади танцы устроить», — призвал манифестантов Алексей Этманов. Однако его не послушали и разошлись.