В Госдуму внесен законопроект «Об учете залогов автомототранспортных средств», согласно которому автомобили, купленные в кредит, будут в особом порядке регистрироваться в ГИБДД. «В ПТС, карточку учета ТС и свидетельство о регистрации автомобилей, приобретенных по кредиту, будет проставляться специальная запись о том, что автомобиль кредитный и для всех юридических действий, связанных с изменением имущественных прав на этот автомобиль, необходимо получать разрешение банка», – рассказал «Газете.Ru» автор этой идеи депутат Госдумы Анатолий Аксаков. По его словам, такая отметка в ПТС поможет избавиться от мошенничества в кредитной сфере. «Мне, как депутату, поступают сигналы о том, что участилось мошенничество, когда граждане берут машину в кредит и перепродают ее третьим лицам. Честные граждане, не предполагавшие, что автомобиль залоговый, в свою очередь, сталкиваются с тем, что банк забирает автомобиль в счет погашения долга, — рассказывает он. – Найти же мошенника потом зачастую трудно, как и вернуть полученные за машину деньги».
По мнению депутата, законопроект сможет остановить подобное мошенничество, что благоприятно отразится на автокредитовании.
«По нашим оценкам, из-за уменьшения финансовых рисков банки благоприятно отреагируют на такую меру, и в среднем кредитная ставка банков упадет на 2%,
— считает Аксаков. – Это достаточно серьезное снижение ставки и стимулирование спроса на автомобили». По словам собеседника, процедура регистрации кредитных автомобилей будет облагаться дополнительной пошлиной в ГИБДД – не более 500 рублей.
Банки положительно реагируют на помощь парламентариев, но обещать снижение ставок не спешат. «Это действительно хорошая инициатива, которая поможет снизить мошенничество, связанное с автокредитами. Сейчас недобросовестный клиент может прийти в ГИБДД, сказать, что утерял ПТС (который в это время находится в банке), ему выдают новый документ, и он свободно может продать залогувую машину. Новый закон при правильном применении существенно затруднит такие преступления», — считает директор управления розничных продаж ОАО «Промсвязьбанка» Егор Шкерин. Однако он убежден, что это не повлияет на ставку по автокредитованию. «Число случаев именно такого мошенничества недостаточно велико, чтобы повлиять на процентную ставку», — объяснил Шкерин.
В ГИБДД поддерживать эту инициативу пока не торопятся.
«Необходимо четко прописать ответственность, в какой момент отвечает банк, ГАИ или страховая компания за то, чтобы машина не участвовала в аферах. К примеру, какое-нибудь действие с автомобилем произойдет до того, как хозяин пришел регистрировать кредитный автомобиль в ГИБДД, но, согласно законопроекту, ответственность уже несет ГАИ», – пояснил источник в ГАИ России. По мнению собеседника, с помощью этой инициативы банки переложат свои финансовые риски с себя на Госавтоинспекцию.
Президент «Коллегии правовой защиты автовладельцев» Виктор Травин убежден, что в России подобная система не будет работать. «Если ГИБДД до сих пор не может создать единый реестр автомобилистов, лишенных прав, то реестр по кредитным машинам, когда нужно координировать данные с многочисленными автосалонами, подавно не удастся», — поясняет он. По его мнению, банки должны создать единый электронный реестр кредитных машин самостоятельно. «В нем каждый автовладелец сможет проверить чистоту приобретаемого автомобиля», — заметил Травин.