Российский ученый Олег Тихоненко зарегистрировал усовершенствованную конструкцию амортизаторов, которая используется большинством крупнейших зарубежных производителей этой детали, пишут «Ведомости» во вторник. Изобретатель хочет получить от иностранцев компенсацию за нарушение его патентов, которые он получил в Роспатенте в 2008 году.
В прошлом году Тихоненко направил уведомления в 49 компаний, торгующих амортизаторами в России, с предложением урегулировать вопрос. Так, свои убытки от одной только компании Kayaba он оценил в $30–32 млн. Затем ученый написал заявления в правоохранительные органы с тем, чтобы те провели проверку иностранных компаний. Согласно процедурам, прописанным в законе о защите интеллектуальной собственности, прокуратура провела в апреле Москве, Московской области и Омске контрольные закупки амортизаторов компании Kayaba. Независимые эксперты выявили, что в иностранных деталях действительно использованы разработки, запатентованные Тихоненко.
В результате в середине апреля на склад этой компании был наложен арест.
Kayaba направила возражение в Палату по патентным спорам (ППС) против выдачи патентов Тихоненко, а также потребовала от Генпрокуратуры проверить обоснованность действий правоохранительных органов по его заявлениям. По словам специалистов, на время судебных тяжб, которые могут продлиться несколько лет, представители Kayaba могут направить ходатайство о том, чтобы прокуратура освободила их склады и разрешила продавать свою продукцию до выяснения всех обстоятельств.
В Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) «Газете.Ru» рассказали, что такие действия предписывает российское законодательство. «Независимые эксперты должны были изучить товар иностранной фирмы и доказать, что в ее продукции действительно используется не похожая, а именно точно такая же схема. Это достаточно сложная, трудоемкая процедура», — пояснила консультант ведомства.
В Роспатенте не исключили, что в правоохранительных органах «перестарались» и закрыли склады с иностранными деталями, не имея на то оснований.
«Так иногда бывает», — заметила она. По словам сотрудника Роспатента, ситуация, когда иностранные фирмы используют российские изобретения, встречается достаточно часто. «Россия только начинает работать над защитой прав интеллектуальной собственности своих граждан. Когда ученые из-за нехватки средств не подают на международный патент, а регистрируют свои изобретения лишь внутри страны, фирмы из других стран могут на законных основаниях их использовать за пределами России. В результате открытия российских ученых используют иностранцы, а в России на него спроса нет. Не исключено, что в случае с разработкой Тихоненко произошло то же самое», — говорит собеседница. Меж тем, она подчеркнула, что если после контрольной закупки и эксперты доказывают, что иностранные производители нарушили право патентообладателя, последний вправе наложить арест на собственность нарушителя и даже запретить ввоз его товара в страну. Именно так и произошло в случае с Kayaba.
«Для того, чтобы опротестовать патент Тихоненко, специалисты Kayaba должны будут доказать, что патент был получен с нарушением процедуры. А при его выдаче эксперты упустили, что такая технология уже активно используется другими компаниями. Кроме того, в данном случае основанием для признания патента недействительным может служить и тот факт, что ученый признает, что зарегистрировал его существенно позднее, чем изобрел», — замечает юрист патентного бюро «Романовы и партнеры» Галина Романова. По словам Тихоненко, он совершил открытие в 1994 году. По закону он должен был подать заявку на патент в течение полугода. Если он этого не сделал, его достижение стало общедоступным для использования кем угодно.
«Скорее всего, этот патент будет аннулирован», — считает юрист.
Меж тем, по словам Тихоненко, он поддерживает российских производителей, которые могли бы использовать его разработки. Однако, как оказалось, среди компонентщиков об изобретении Тихоненко не известно. «К нам Олег Тихоненко со своей разработкой никогда не обращался. Так что мы о его работе даже не слышали. Kayaba – очень крупная компания, и все ее разработки, конечно, защищены законом. Уверен, что в данном случае произошла какая-то ошибка», — сообщил «Газете.Ru» Евгений Тимофеев, начальник службы маркетинга «Скопинского автоагрегатного завода» (обеспечивает амортизаторами «АвтоВАЗ», ГАЗ, УАЗ и ИЖ).
Не в пользу Тихоненко говорит и тот факт, что всего за последние полгода он успел уже несколько раз сменить род деятельности. До недавнего времени он считался академиком Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Впоследствии эта организация было ликвидирована распоряжением Генпрокуратуры. Затем числился сотрудником Российской национальной службы экономической безопасности, а сейчас он — президент Союза обществ и благотворительных организаций России «Собор».