В среду Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в некоторые пункты 12-й, автомобильной статьи Кодекса об административных правонарушениях. Теперь водитель, не пропустивший человека на проезжей части, не сможет обойтись устным предупреждением, а вместо нынешних 100 руб. должен будет заплатить штраф в размере от 800 до 1000 руб. Ужесточается наказание и за остановку или стоянку на пешеходном переходе. В данном случае штраф вырос до 300 руб., до этого наказание могло быть вынесено в виде предупреждения либо суммы от 200 до 300 руб. Исключение делают лишь для тех, кто совершил на «зебре» вынужденную остановку. Для пешехода, который решил перейти дорогу в неположенном месте, денежное взыскание выросло в два раза – со 100 до 200 руб.
Как рассказал «Газете.Ru» автор законопроекта бывший депутат «Единой России» Александр Коваль,
в 2008 году погибли более тысячи пешеходов и еще около 17 тыс. получили ранения. Каждый шестой был сбит на пешеходном переходе, и почти всегда в аварии виновен автомобилист.
«Штраф для пешехода увеличен не так сильно, потому что при столкновении с автомобилем водитель всегда останется жив, а вот пешеход от удара чаще всего погибает», — пояснил он. По словам Коваля, в России нет традиции пропускать пешеходов и в целом культура вождения по-прежнему остается низкой. «Переучить взрослых людей, водителей, которые ездят не по правилам, очень трудно. Поэтому другого способа, как увеличивать штрафы, просто нет. Реклама и прочие методы воспитательной работы таких результатов не приносят. В Европе и США это поняли очень давно. Власти за рубежом именно при помощи очень высоких штрафов воспитали в своих гражданах культуру вождения», — уверен собеседник.
В ГАИ поддерживают инициативу депутатов. Как пояснил ранее заместитель начальника ГИБДД России Владимир Кузин, проблема смертности пешеходов довольно большая. А повышение штрафа станет эффективной профилактической мерой.
Кроме того, депутаты увеличили штраф за перевозку детей без специальных сидений с 100 до 500 руб. «Цифры статистики смертности детей на дороге по-прежнему очень высокие. Только за прошлый год в России на дороге погибло свыше тысячи детей, еще почти 23 тыс. были ранены. Из них половина — это дети, которые находись внутри автомобилей. Большинство погибших и раненых детей ехали без автокресел», — пояснила сотрудник Информационного центра детской безопасности «Автодети» Анна Килимник.
По мнению эксперта, даже существенное увеличение штрафов, а не до 500 рублей, как сейчас, может принести определенный результат, но ситуацию в корне не переломит.
Качественное автокресло стоит от 4000–6000 тысяч рублей в зависимости от возраста ребенка. Но многие водители думают, как сэкономить и отвязаться от ГИБДД, а не позаботиться о своем ребенке. «Люди идут не за креслом, а за «отмазкой», покупают дешевые кресла или адаптеры, которые при аварии наносят травмы детям. Или покупают бустер, потому что он дешевый, и сажают в него годовалых детей, в то время как он рассчитан на школьников, у кого рост выше 130 см», — говорит она.
«Один инспектор в частной беседе рассказал, что они за не пристегнутых детей не штрафуют, потому что пристегнут ребенок или нет, это не влияет на его безопасность. Не удивительно, что обычные люди часто размышляют так же», — заметила Килимник.