В России резко снизился спрос на новые автомобили иностранного производства. По итогам двух первых месяцев 2009 года, продажи ушли в минус на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом сокращение спроса идет неравномерно по стране. По данным аналитического агентства «Автостат», в Центральной России реализация новых иномарок сократилась на 28,5%, а на северо-западе — на 22,3%. Хуже всего автодилерам приходится на авторынках Урала (--43,4%), Поволжья (--42,5%) и на юге России (--40,9%). В Свердловской области за январь и февраль этого года удалось продать 6450 новых машин, а в прошлом году за то же время было продано 11760 иномарок. Таким образом, в этих районах продажи снизились примерно на 45%.
Весомый удар из-за снижения покупательной способности граждан ощутил автобизнес Татарстана: продажи снизились на 45,1% . Примерно такой же уровень снижения в Челябинской и Тюменской областях, а также в Башкирии.
В Пермской области бизнесменам удалось продать лишь 2470 иномарок против 6500 машин в прошлом году (--62%).
Несколько лучше ситуация в Москве (--29%) и Санкт-Петербурге (--24%). Жители обеих столиц приобретают половину от всего объема продеваемых иномарок в стране (40% и 11% соответственно).
Крупные автокомпании пока еще не считают ситуацию в регионах критической. «В целом направление нашей маркетинговой политики осталось неизменным, хотя, конечно же, мы вносим определенные коррективы в план реализации некоторых краткосрочных задач, исходя из текущей ситуации на рынке, и стремимся максимально адаптировать наш бизнес к сегодняшним условиям», — заметила пиар-менеджер «Ниссан Мотор РУС» Татьяна Натарова.
По мнению аналитиков, адаптация автопроизводителей к новым условиям выразится в снижении цены моделей за счет дополнительного оборудования.
«Автокомпании будут предлагать машины в облегченных комплектациях — без кондиционеров, с ограниченным количеством подушек безопасности и с минимальным набором электронных помощников, например таких, как система курсовой устойчивости», — считает аналитик «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. В то же время собеседник не исключает, что некоторые дилеры из-за резкого падения спроса просто не смогут работать в регионах с невысоким средним достатком населения. «Очевидно, что автодилеры будут уходить с рынка, это происходит и сейчас, даже в Москве, — рассказывает он. — При этом маловероятно, что спрос сместится в сторону новых машин «АвтоВАЗа» или ГАЗа. Те, кто изначально хотел купить иномарку, но не смог из-за поднявшихся пошлин и, как следствие, цен, будут покупать те машины, которые предлагают иностранные автосборочные предприятия».
Но, если кризисная ситуация затянется на длительное время, автомобилисты будут активнее покупать бэушные машины, считает специалист.
Продавцы иномарок с пробегом уже отмечают, что изменилась структура спроса подержанных машин. «Если раньше люди часто покупали достаточно дорогие машины, то сейчас самые популярные модели — стоимостью до $10 тысяч», — отмечает представитель компании «Авто-Бум». По его словам, выбор иномарок с большим пробегом отрицательно скажется на экономике России. «Из-за повышения таможенных пошлин на ввоз автомобилей не будут появляться более свежие иномарки, а на новые у людей просто нет денег. И нынешние кредитные ставки не позволяют купить машину, — поясняет собеседник. — Это приведет к еще большему старению автопарка».