Во вторник Горьковский автозавод возобновил производство после двух недель простоя. Однако после вынужденного отпуска к своим рабочим местам вернулись далеко не все. Для того, чтобы пережить кризис, руководство «Группы «ГАЗ» приступило к массовым увольнениям рабочих на предприятиях. В компании уже сократили 25% персонала, а к середине года намерены уволить еще столько же. Сейчас на заводе вместо 118 тыс. человек трудится 88 тыс., а в ближайшие месяцы работодатель оставит на конвейерах лишь 60 тыс., пишет газета «Ведомости». Тем же сотрудникам, которые останутся на заводе, будет урезана зарплата.
Производитель эти цифры не комментирует, но и не исключает, что действительно будут увольнять сотрудников. «Кредиторам компании предоставляются разные сценарии в зависимости от ситуации на рынке. Однако какого-то одного решения по поводу увольнений еще не принято, и даже эксперты воздерживаются от каких-либо оценок», — пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе компании.
Однако источники «Газеты.Ru», знакомые с ситуацией на заводе, рассказывают, что сокращения на заводе все-таки проводятся, но затрудняются называть их масштабы. Кроме того, по их данным, уже в ближайшее время завод откажется от выпуска легковых моделей и полностью сконцентрируется на коммерческом транспорте.
По прогнозам экспертов, в 2009 году спрос на отечественном автомобильном рынке может сократиться вдвое. «Можно ожидать, что продажи ГАЗа упадут вместе с рынком, — заметила эксперт Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяна Арабаджи. — То, что ГАЗ начал сокращать рабочих, означает, что других мер по оптимизации затрат у него просто не осталось. Ранее завод уже объявил о том, что будет работать 3 дня в неделю, на треть сократит выпуск машин». Из-за того, что Горьковский автозавод сократил объем выпуска, вынуждены были пересмотреть свои планы несколько сот компаний, которые обслуживают его.
По словам Арабаджи, массовые увольнения начинаются, когда в компании не ждут ближайшего улучшения ситуации, а платить рабочим за вынужденные отпуска долго производитель позволить себе не может. Однако только за счет сокращений на производстве ГАЗ из кризиса не выйдет, считают специалисты. «Даже если завод прямо сейчас полностью закроет производства Siber и уволит всех, кто остался без работы, – проблемы предприятия это не решит, — уверен аналитик финансовой корпорации «Открытие» Кирилл Таченников. —
Беда всех отечественных автозаводов – это раздутый штат. Кризис позволил компании частично решить эту проблему. При прочих обстоятельствах ГАЗу бы никогда не удалось добиться согласия администрации города на эти увольнения.
В будущем, когда кризис кончится, производитель, скорее всего, не станет заново набирать людей. Вместо этого он будет работать над увеличением эффективности тех сотрудников, которые у него уже есть».
По мнению Таченникова, ГАЗу необходимо предпринимать более глубокие меры по борьбе с кризисом. «Ему нужна продуманная стратегия в развитии линейки коммерческих моделей и полная модернизация их производства», — заключил эксперт.