В этом году «АвтоВАЗ» начал работать лишь с февраля. За это время главный конвейер уже дважды останавливался из-за проблем с поставщиками комплектующих. Партнеры отказываются принимать векселя компании в счет оплаты своей продукции. Такая схема расчетов была введена в Тольятти еще в декабре прошлого года. В среду завод встал из-за того, что прекратил поставки один из самых крупных партнеров — группа компаний СОК, выпускающая около 40% деталей для Lada. Однако уже на следующий день руководителям предприятий удалось договориться о возобновлении поставок.
«Детали договоренности, достигнутые в ходе переговоров с СОКом, не разглашаются», — пояснила «Газете.Ru» пресс-секреталь «АвтоВАЗа» Наталья Сидорук. В компании СОК также отказались рассказать о том, на каких условиях будут сотрудничать партнеры.
Как объяснил начальник управления по связям с общественностью группы СОК Дмитрий Румянцев, по новой договоренности, у СОКа есть возможность расплачиваться со своими субпоставщиками, и если ВАЗ будет выполнять новые обязательства, проблем больше не будет.
Однако, по оценке экспертов, у «АвтоВАЗа» около 50 крупных поставщиков. При этом у каждого из них еще несколько десятков субпоставщиков. Из-за неплатежеспособности автокомпании наличные деньги парализуют работу целой отрасли. Каждый последующий поставщик может прекратить работу в любой момент. «Проблема в том, что субпоставщики не работают с векселями. То есть за сырье для изготовления наших компонентов рассчитываться бумагами «АвтоВАЗа» мы не можем, а других средств платить за материал у нас нет. В результате дешевле получается и вовсе прекратить работу, чем откладывать оплату», — заметил Румянцев.
Как сообщил «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией на заводе, «АвтоВАЗ» уже столкнулся с тем, что поставки на завод прекращали ОАО «Балаковорезинотехника», ОАО «Пластик» и ОАО «Завод имени Тарасова». А в ближайшее время может прекратить поставки при сохранении вексельной формы оплаты ЕПК (Европейская подшипниковая корпорация).
По оценкам экспертов, у «АвтоВАЗа» недостаточно средств, чтобы продолжать работу. Чтобы поддерживать работу на нормальном уровне, по оценкам ИК «Финам», в месяц «АвтоВАЗу» требуется порядка 20 млрд рублей на счетах. В данный момент такими средствами завод не располагает, и несмотря на регулярные переговоры о государственной поддержке предприятию, реальные вливания в отрасль недостаточны. «Некоторое время назад руководство компании просило у государства порядка 26 млрд руб. в виде госгарантий, которые обеспечивали бы платежеспособность векселей, однако правительство приняло решение о выделении лишь 3–5 млрд рублей, которые были переведены на счета компании. Недавно концерн вновь обратился к государству за поддержкой, которую оценил в 10 млрд рублей. Однако до сих пор вопрос о выделении средств еще не решен», — говорит аналитик ИК «Финам» Константин Романов. И до сих пор, по словам представителя компании, обещанные субсидии на счета «АвтоВАЗа» до сих пор не перечислены.
Эксперт убежден, что вероятность новых остановок конвейера снова будет актуальна уже в самое ближайшее время. «Для того, чтобы у «АвтоВАЗа» были наличные средства для расчета с поставщиками, в компании должны решить проблему спроса на их продукцию. Это будет крайне затруднительно с учетом существенного снижения объемов продаж автоконцерна», — считает он. Поддержка завода при выплате по векселям потребует дополнительных денежных вливаний со стороны государства. «Теоретически возможно достижение соглашения с государством. Тогда недостающие средства по погашению векселей будут покрыты за счет господдержки. Однако вероятность такого сценария невелика», — отмечает специалист.