Комитет Госдумы по транспорту подготовил проект поправок в закон «О безопасности дорожного движения», который должен решить проблему автомобильных краж в стране. Депутаты обратили внимание, что существующая система идентификации – нанесенные производителем индивидуальные номера на кузов и двигатель автомобиля (VIN) — не способна предотвратить угон и последующую реализацию. Технологии, которые используют угонщики, позволяют виртуозно подделывать эти номера, а коррупционная система ГИБДД – получать новые документы для краденых машин. Бороться с этой практикой депутаты предлагают современными средствами маркировки автомобиля. «В качестве одной из мер в борьбе с кражами и угонами транспортных средств в мире широко применяются различные технологии дополнительного маркирования автотранспортных средств. Вместе с тем, необходимо на законодательном уровне урегулировать вопросы дополнительного маркирования транспортных средств», — говорится в пояснительной записке к проекту.
Отслеживать легальность эксплуатации машин по новой маркировке гаишники должны будут во время проведения техосмотра.
Речь идет о системе маркировки «Датадот», которая действительно уже довольно широко распространена. Суть системы в том, что специальный спрей, несущий индивидуальный код, наносится на все детали машины. Такая маркировка считывается с помощью обычной ультрафиолетовой лампы. Стоит противоугонная система от 5000 до 15000 рублей, в зависимости от сервиса и марки автомобиля, однако, по задумке депутатов, после обязательного введения этой системы она резко подешевеет. «Когда сервисмены будут закупать спрей массово, им наверняка сделают скидки. По моим расчетам, такая система должна стоить 1500 рублей. Если я ошибаюсь и сервисы потребуют за такую услугу больше 10000 рублей, я отзову законопроект», — пообещал его автор Сергей Шишкунов. Правда, как он приостановит действие закона, если он уже вступит в силу, депутат не пояснил. Сервисные центры должны будут получать государственную лицензию на установку систем.
Согласно документу, до 2012 года нанесение маркировок будет добровольным, а потом автовладельцу будет отведено 10 дней после приобретения машины на то, чтобы установить противоугонную систему.
По прогнозам Шишкунова, введение такой схемы позволит увеличить раскрываемость автомобильных краж до 90%.
Однако законодатели не учли множество юридических сложностей и неточностей, когда разрабатывали документ. Так, например, не учтено право автовладельца продать свою машину на запчасти – с маркировкой несоответствующей остальным деталям купить деталь на разборке станет невозможным. Также не прописана процедура установления хозяина, если обнаружатся противоречия между «Датадот» и VIN-номером. То есть какой маркировкой — заводской или частной — должен руководствоваться суд в случае разбирательства, в проекте не прописано.
В таком виде проект вызвал возмущение даже у специалистов по противоугонным системам.
Директор по развитию компании Autosecurity Игорь Хереш раскритиковал проект. «Я уверен, что в таком виде закон ущемляет конституционные права наших клиентов. Сегодня каждый автомобилист решает сам, хочет он оставлять ключи в зажигании или будет ночевать в машине, чтобы ее не угнали. Это его собственность, и решать, защищать ее или нет, каждый имеет право сам. Почему государство должно навязывать мне, что делать со своим имуществом?» — рассуждает Хереш.
Кроме того, специалист убежден, принятие такого проекта не способно решить проблему автомобильных краж. «Возможно, сейчас автоугонщики пока не придумали, как бороться с «Датадот», но если эта система станет массовой, они обязательно изобретут антиспрей или научатся подделывать маркировку.
Судите сами, угонщики — профессионалы, технически подкованные люди, которые решают такие проблемы на высшем уровне. Нельзя их недооценивать», — убежден собеседник «Газеты.Ru».
Отрицательно отнеслись к идее депутатов и страховщики. «Если будет введена обязательная противоугонная маркировка транспортных средств за счет владельцев – то получается, что государство свою обязанность по охране частной собственности будет решать за счет автовладельцев. Логично было бы вводить критерии, машины какой ценовой категории подлежат маркированию», — считает заместитель генерального директора СГ «Межрегионгарант» Александр Варенцов. В личной беседе автор проекта Сергей Шишкунов не исключил, что если автомобилисты окажут сопротивление принятию проекта, он внесет правки, согласно которым обязанность по оплате установки «Датадот» будет возложена на страховщиков «как на заинтересованную структуру». Однако представители страховых компаний считают, у правительства нет законных рычагов, чтобы возложить на них такую обузу. «Мысль о том, что расходы на тотальную маркировку автомобилей можно переложить на плечи страховых компаний, — ошибочна изначально и реализовать ее невозможно. Страховая отрасль и без того находится не в лучшем состоянии, понятно, что в такой ситуации средств для оплаты маркировки авто, тем более тех, которые не страхуются по КАСКО, у страховщиков попросту нет и быть не может. Если же жестко спустить эту обязанность на страховой рынок, то он попросту перестанет существовать», — считает Варенцов.