Для поддержки российского автопрома правительство России выделяет дополнительно 12,5 млрд рублей, которые пойдут на закупку машин для силовых министерств. Как стало известно во вторник, соответствующее распоряжение об увеличении бюджетных ассигнований на нужды ведомств подписал в понедельник Владимир Путин. Из этих средств Минобороны получит 4 млрд рублей, МВД – 2,43 млрд рублей, МЧС – 1,99 млрд рублей, Федеральная таможенная служба – 90 млн рублей, Минздравсоцразвития – 3,76 млрд рублей, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков – 210 млн рублей и Служба внешней разведки – 30 млн рублей. В Министерстве промышленности и торговли «Газете.Ru» пояснили, что распоряжение касается не только исконно российских заводов, но и иностранных автопредприятий, которые организовали на территории страны промсборку. Ведомства по своему усмотрению смогут выбрать предприятие для госзаказа.
В МВД уже объявили, что в ближайшее время закупят 1300 автомобилей.
Среди них Volga Siber (выпускает ГАЗ), микроавтобусы FIAT и эвакуаторы Isuzu. Ранее начальник департамента службы тыла МВД Владимир Лукьянов пояснял, что в первом квартале в опытную эксплуатацию должны поступить 14 автомобилей SsangYong Rexton (с бензиновым и дизельным двигателями), FIAT Albea, FIAT Doblo Panorama, FIAT Ducato, FIAT Linea и UAZ Hunter.
Кроме того, милиционеров интересуют специальные полицейские внедорожники «Тигр» (выпускает ГАЗ), автомобили с водометной установкой «Лавина-Ураган» и машины для обезвреживания взрывных устройств АРАКС. Сегодня в опытной эксплуатации МВД находится два седана Volga Siber, а в текущем году планируется закупка таких же машин с двигателями объемом 2,4 литра и автоматическими коробками передач. Масштабы закупок могут быть довольно внушительными, только в прошлом году МВД приобрело более 5 тыс. автомобилей. На эти цели было потрачено 2,5 млрд рублей.
В Федеральной таможенной службе еще в начале лета 2008 года поясняли, что износ автопарка ведомства составляет более 20%. Среди претендентов на госконтракт ФТС рассматриваются ГАЗ и автокомпания Sollers. ГАЗ является традиционным партнером российских ведомств. Только в 2007 году объём поставок госзаказчикам этих автомобилей превысил 10 млрд. рублей.
Однако, как пояснил источник «Газеты.Ru» в одной из российских автокомпаний, пожелавший остаться неизвестным, сейчас между автопроизводителями разворачивается острая борьба за госконтракты.
«Из всех автомобилей, что сейчас закупает МВД, большая часть – это машины компании Sollers, остальные предприятия представлены в меньшей мере», — пояснил собеседник.
В объединении автопроизводителей России (ОАР) положительно отнеслись к решению Путина. «Безусловно, в сложившейся ситуации любая мера поддержки благоприятно скажется на финансовой стабильности российского автопрома», — отмечает исполнительный директор ОАР Игорь Коровкин. По его мнению, в первую очередь деньги пойдут на закупку крупнотоннажного транспорта: грузовиков, автобусов и спецтехники. «Часть пойдет на покупку легковых машин. Но нужно понимать, что это не такая уж большая сумма денег для поддержки предприятий, учитывая объемы производимого транспорта нашими предприятиями, — заметил Коровкин. – Эти деньги, очевидно, позволят докупить то, что ведомства исключили из затрат, урезая бюджет».
Автомобильные эксперты также поддержали меры по спасению российского автопрома. «Автомобильная промышленность – это широкая отрасль, на которой замыкается большое количество других смежных отраслей, заводы дают работу тысячам людей и такая поддержка, безусловно, нужна», — считает кандидат технических наук НИИ автотранспорта Сергей Мороз.
Лидер московского отделения «Федерации автовладельцев России» Сергей Канаев убежден, что лучшей мерой для поддержки российских предприятий стал бы указ о принудительной замене автопарка чиновников на отечественную продукцию.
«Достаточно пройтись около Госдумы, мэрии или любого другого министерства, чтобы понять, что Volkswagen Passat – это самая дешевая из всех иномарок, на которых ездят многочисленные чиновники», — говорит Канаев. Правозащитник считает, что таким образом власти расписываются в том, что отечественные машины ненадежные и проблемные в эксплуатации и им удобней купить дорогую иномарку на бюджетные деньги, чем ремонтировать часто ломающиеся «Жигули». «Это своего рода лицемерие – искусственно принуждать граждан покупать отечественную продукцию, в то время как сами они отдают предпочтение BMW, Audi и Mercedes», — заключил он.