Правительство выделяет деньги для поддержания спроса граждан на отечественные автомобили. 2 млрд руб. бюджетных денег пойдет на субсидирование ставок по кредитам, об этом рассказал премьер-министр Владимир Путин в понедельник на президиуме правительства. Он подчеркнул, что будет субсидировано 2/3 банковской ставки гражданам, которые будут брать кредит для приобретения отечественного автомобиля в 2009 году. «Это примерно государство должно заплатить 8% от ставки, которую гражданин должен будет заплатить своему банку. На это, соответственно, нужны средства в бюджете. Это около 2 млрд рублей», — передает РИА «Новости» слова Путина.
Как ранее сообщалось, граждане смогут купить по льготным кредитам только отечественные машины, причем не дороже 350 тыс. рублей.
Эксперты подсчитали, что благодаря программе кредитная ставка на отечественные автомобили снизится с нынешних 20% почти до 12%. Иными словами, правительство оплатит банкам около 40 тыс. рублей за каждый взятый гражданами автомобиль в кредит и, таким образом, на 2 млрд руб. субсидий будет выдано около 50 тыс. кредитов. «Это довольно большая доля рынка. Примерно на 17,5 млрд рублей будет выдано автокредитов», — рассказывает начальник управления розничных продаж кредитных продуктов Промсвязьбанка Иван Ивкин. Собеседник отмечает, что такая мера позитивно скажется на привлечении клиентов к продукции отечественных компаний. «Безусловно, львиной долей этой программы является продукция «АвтоВАЗа». Если учесть, что в 2008 году «АвтоВАЗ» реализовал 622 тыс. автомобилей, такая мера поможет увеличить объем производства российского автогиганта примерно на 8%», — пояснил он. Ивкин не исключает, что это экспериментальный проект и правительство хочет опробовать этот инструмент развития спроса на отечественные автомобили. «По сравнению с другими субсидиями 2 млрд — это небольшая сумма, и, возможно, за этим последуют новые вливания», — предположил он.
На «АвтоВАЗе» положительно отнеслись к инициативе правительства. «В целом эта мера поможет развитию предприятия и принесет дополнительный интерес к продукции компании»,- пояснили «Газете.Ru» в «АвтоВАЗе».
Аналитики убеждены, что такая программа намного эффективнее, чем просто выделение денег «АвтоВАЗу».
«С учетом того, что кредитный рынок существенно сократился по известным причинам, подобная мера лучше всего отразится на здоровье отечественных автокомпаний, — говорит консультант по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев. — Очевидно, при условии экономической стабильности граждан программа будет пользоваться успехом в центральных регионах, традиционно ориентированных на продукцию отечественного автопроизводителя».
Эксперты также предполагают, что выгодные автокредиты могут вовсе не потребоваться ввиду растущей безработицы. В ноябрьском обзоре аналитическое агентство «Левада-центр» отмечает, что непогашенный кредит сегодня имеют около трети россиян. Из всего числа этих граждан около 32% столкнулись с тем, что кому-либо из членов их семьи не выплатили зарплату или уволили с работы. Таким образом, колоссальное количество людей попали в группу «наибольшего риска», которая банками при рассмотрении возможности выдачи кредита отсеивается. Как отмечают в центре, выплаты по кредиту для граждан ушли на второй план и почти половина представителей этой группы говорят, что денег им хватает только на питание.