Власти Москвы хотят заняться проблемой так называемого «бутылочного горлышка», когда широкие московские дороги за границами города резко сужаются, что приводит к ежедневным гигантским заторам. Изначально источником этой дорожной дисгармонии стало различное финансирование строительства и реконструкции радиальных магистралей, ведущих в столицу и из нее. Москва активно инвестировала в расширение «вылетных» магистралей внутри города, а Росавтодор (отвечает за федеральные трассы) и власти Подмосковья только старались поддерживать в рабочем состоянии трассы около столицы. Мэр Москвы Лужков неоднократно упрекал областные власти за «бутылочное горлышко» и нежелание его ликвидировать, в частности на Можайском и Ярославском шоссе.
Сейчас для лечения этой застаревшей болезни предполагается расширить основные магистрали Подмосковья в наиболее затрудненных местах.
«Москвой, Подмосковьем и Минтрансом была принята совместная программа развития транспортной системы столичного региона, согласно которой планируется реконструировать основные магистрали в Московской области на протяжении 60–70 километров от МКАДа. Это позволит решить проблему сужения дорог в области и, следовательно, избежать пробок у МКАДа на въезде-выезде из Москвы», — передает РИА «Новости» слова заместителя начальника информационно-аналитического отдела центра организации дорожного движения столичного правительства Александр Попов.
Впрочем, как выяснилось, слова чиновника не имеют реального основания, потому что деньги на ликвидацию сужений съел кризис. Как рассказали «Газете.Ru» в Минтрансе Подмосковья, масштабные уширения близлежащих подмосковных магистралей должны были проводиться в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Развития транспортного узла московского региона на 2010–2015 годы». Еще в октябре заместитель председателя правительства России Сергей Иванов говорил, что для этого будет выделено 4 трлн 900 млрд руб. «Насколько нам известно, до сих пор денег на эту программу никто не выделял», — заметили в подмосковном Минтрансе. В НИИ территориального развития и транспортной инфраструктуры (разработали ФЦП) «Газете.Ru» рассказали, что в соответствии с целевой программой предполагалось, что часть финансирования возьмут власти Подмосковья и Москвы. «Губернаторы двух регионов направили в Минтранс письменное подтверждение своего согласия, однако разродившийся экономический кризис изменил планы», — рассказала руководитель проекта, замгендиректора НИИ Светлана Воронцова. По ее словам, государство как основной источник финансирования не может выделить из бюджета денег из-за общего сокращения расходов на дорожно-мостовое строительство. Теперь выгодная для города ФЦП отодвинута на неопределенные сроки.
Таким образом, недавние заверения главы Росавтодора Валентина Белозерова о том, что финансовый кризис не приведет к сокращению объемов дорожного строительства, не сбылись.
Эксперты убеждены, что для Москвы подобные замедления в строительстве чреваты тяжелейшими транспортными осложнениями. «Безусловно, расширять дороги за Москвой чрезвычайно важно, и это решение уже опаздывает на 20 лет, — говорит вице-президент Российской академии транспорта Евгений Лобанов. – К примеру, если сейчас на Ленинградском шоссе стоит около 120 тыс. автомобилей, то через некоторое время будет стоять 250 тысяч». По его словам, для решения этого вопроса должны быть привлечены не только руководители двух регионов, но и государство в лице Росавтодора.