Японская Toyota Motor Corp. впервые стала крупнейшим в мире автопроизводителем, передают зарубежные информагентства. До сих пор в течение 77 лет бессменным лидером по числу выпущенных машин оставался General Motors Corp. Однако в 2008 году американский автогигант из-за кризиса в мировой экономике потерял рекордное количество покупателей – продажи снизились на 11% до 8,35 млн автомобилей. Самый сильный удар GM ожидал на родине, на главном для компании рынке: в США сокращение продаж составило 23%.
Хотя впервые за последние 10 лет объявила о сокращении продаж и Toyota, падение было куда меньше: марка по отношению к прошлому году уступила 4% покупателей, реализовав в общей сложности за год 8,97 млн машин, сообщает Reuters.
Противостояние между Toyota и General Motors началось еще несколько лет назад, когда в 2003 году японская компания вышла на второе место по уровню производства, опередив Ford. В прошлом году Toyota обгоняла General Motors на протяжении всего года, но в итоге американский автоконцерн буквально вырвал лидерство у «японки» за счет нескольких тысяч машин.
При этом представители обеих компаний утверждают, что гонки между ними не существует и результат не имеет значения.
«То, что Toyota стала первой, накладывает на нее большую нагрузку. Теперь ей предстоит соревноваться с другими компаниями, с тем чтобы удержать свое лидерство в гонке», — считает аналитик IHS Global Insight Ребекка Линдлэнд. В Toyota же утверждают, что не придают большого значения своей победе. «Увеличение доли рынка не обязательно способствует процветанию», — отметил старший вице-президент Toyota по США Дон Эсмонд. «Мы не будем готовить вечеринок или развешивать баннеры с сообщениями о том, что стали первыми. Для покупателей это ничего не значит», — убежден вице-президент по связям со средствами массовой информации Toyota в США Майк Михельс.
В условиях кризиса дела у Toyota обстоят непросто. Компания сокращает 5 тыс. рабочих мест на предприятиях и впервые за 71 год ожидает операционных убытков (разницы между доходами от основной деятельности компании и соответствующими расходами и издержками, за исключением дохода, полученного не от основной деятельности предприятия, и подсчитываемая до вычетов из дохода) по итогам финансового года (кончается 31 марта 2009 года).
В четверг президент корпорации Toyota Motor Кацуаки Ватанабэ объявил о том, что прибыль сократится на 91% по сравнению с ранее запланированной и составит всего около $555 млн (55 млрд иен), пишет ИТАР-ТАСС.
Он отказался назвать какие-либо прогнозы относительно 2009 года, так как ожидает в этом году нового витка глобального кризиса. «Компания в настоящий момент изучает варианты, в каком направлении ей двигаться. Впереди у нее серьезные кадровые перестановки и структурные изменения на глобальном рынке», — говорит директор международного рейтингового агентства Fitch Ratings Татсуя Мизуно.
«Проиграть в гонке за лидерство для нас не так уж важно, — цитирует президента и главного управляющего директор GM Фредерика Хендерсона ИА Bloomberg. – То, что на самом деле имеет значение, так это возвращение GM к прибыльности. Для этого американское правительство должно решить проблему на глобальном уровне».
«General Motors необходимо любыми силами сокращать свои объемы. Кризис в экономике ей только на руку», — убежден директор консалтинговой компании Planning Edge Алан Баум. Накануне американский автоконцерн объявил о том, что планирует сконцентрировать свои усилия на развитии четырех своих брендов: Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC. Остальные дочерние марки уже в ближайшее время могут получить от GM независимость либо быть проданными. От банкротства автогиганта должен спасти кредит министерства финансов США в размере $5,4 млрд. По словам Хендерсона, без этих денег автопроизводитель будет не в состоянии продолжить работу.