Первые нововведения вступят в силу уже 1 января. Так, для москвичей и жителей Подмосковья увеличится транспортный налог в среднем на 30%. Столичные парламентарии сделали повышение более незаметным за счет новой классификации автомобилей по мощности. Появилось 8 новых категорий транспортных средств, а шаг между ними был сокращен с 50 до 25 лошадиных сил. Для автомобилей мощностью от 75 до 100 л. с. и со 101 до 125 л. с. налог не изменится и по-прежнему составит 7 и 20 рублей за силу соответственно. Зато владельцам более мощных автомобилей придется раскошелиться. Теперь за машину мощностью от 126 до 150 «лошадей» налог составит 30 рублей за силу. При мощности 151–175 «лошадей» ставка вырастет до 38 рублей. Обладание машиной с «табуном» в 176–200 «голов» – в 45 рублей. На рубеже 201–225 л. с. скачек тарифа транспортного налога уже резкий – до 60 рублей за «лошадь». 226–250 л. с. будут стоить 75 рублей за одну.
А хозяевам мощных внедорожников и спорткаров, выдающих больше 250 лошадиных сил, придется заплатить по 150 рублей за каждую.
В Московской области общее подорожание транспортного налога также составит около 30%, при этом классификация автомобилей остается прежней, так же как и ставка для маломощных машин до 101 л. с. Всех остальных автомобилистов ждет увеличение тарифов. Так, по новым ставкам вместо прежних 20 теперь нужно будет платить 26 руб. за «лошадь», если мотор не превышает 150 л. с.; 39 руб. вместо 30 для машин с двигателем от 150 до 200 л. с.; для автомобилей в диапазоне 200–250 л. с. ставка выросла с 50 до 65 руб., а больше всего налог увеличился для машин свыше 250 л. с. –– со 100 до 130 руб. за одну лошадиную силу.
12 января вступит в силу другое автомобильное удорожание – таможенники начнут оформлять ввезенные в страну машины, как новые, так и подержанные, по новым ставкам. Так, импортные пошлины на новые автомобили, а также подержанные в возрасте до 3 лет с 25% увеличиваются до 30%, а на автомобили от 3 до 5 лет – с 25% до 35%.
Кроме того, запретительными пошлинами будут облагаться все импортные машины старше 5 лет, а не старше 7, как было раньше.
На модели старше 5 лет процентная ставка не устанавливается, а пошлина составит от 2,5 до 5,8 евро за 1 куб. см в зависимости от объема двигателя. По оценкам аналитиков, введение новых пошлин приведет к росту цен на 10–15%, что подтвердили уже многие автокомпании.
«Новые таможенные ставки вводятся для того, чтобы поддержать отечественного производителя, в том числе новые производства иностранных автоконцернов, построивших свои заводы в России», – рассказал «Газете.Ru» источник в аппарате правительства. По словам собеседника, через 9 месяцев после вступления в силу поправок правительственная комиссия будет оценивать, как работает нововведение и как оно повлияло на рынок. Если новые ставки окажутся эффективными, действие постановления о новых тарифах будет продлено. Новые пошлины будут действовать и для юридических, и для физических лиц.
1 марта должна начаться долгожданная реформа автогражданки.
С этого дня автомобилисты, попавшие в ДТП с незначительным повреждением автомобилей, смогут оформить аварию, не вызывая гаишников. Если виновник будет очевиден, а по оценкам самих водителей ущерб не превысит 25 тысяч рублей, они смогут заполнить бланки и отправиться с ними в страховые, минуя вызов инспектора ГИБДД. Однако страховщики использовали это нововведение как уловку, и если техническая экспертиза покажет, что водитель ошибся и ремонт стоит больше 25 тысяч (такое возможно при скрытых повреждениях), сумма выплаты увеличена не будет.
Кроме того, теперь водители смогут обращаться за выплатой в свою страховую компанию, а не к страховщику виновника аварии. После оплаты ремонта страховые компании должны будут улаживать финансовые вопросы сами, что должно защитить интересы автомобилистов. В соответствии с законом, операции между страховщиками по прямому возмещению убытков будут освобождены от уплаты налогов.
За улучшение сервиса приходится платить, и тарифы на ОСАГО тоже вырастут.
Правда, пока, несмотря на ожидание страховщиков, правительство не решается увеличивать базовый тариф, но региональные коэффициенты будут меняться. Как рассказали «Газете.Ru» в Министерстве финансов, они будут увеличены, причем в кратчайшие сроки. В первую очередь это касается регионов с большой убыточностью — в Сибири и на Поволжье. В конце января регламент по изменениям будет направлен в Минюст на согласование. Уже в феврале документы передадут в правительство России на утверждение.
Хотя опьянение не считается в России отягчающим обстоятельством преступления, для водителей оно таковым станет.
В Госдуме уже прошел первое чтение и, вероятно, будет принят в следующем году законопроект, ужесточающий уголовную ответственность водителей, попавших в крупные аварии в пьяном состоянии. Законопроект предусматривает добавление в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) еще одного пункта — «об усилении уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств водителями, находящимися в состоянии алкогольного и (или) наркотического опьянения». Так, если в результате аварии по вине пьяного водителя были тяжело ранены люди, то виновник сядет за решетку на срок до трех лет. Трезвые водители в этом случае по-прежнему смогут обойтись условным сроком, арестом на 3–6 месяцев или лишением свободы на срок до двух лет. Если же в автокатастрофе погибнет человек, то пьяного водителя могут лишить свободы на срок до 7 лет вместо 5 лет. В случае гибели двух и более людей верхний потолок тюремного заключения ограничивается 9 годами вместо 7, как установлено сейчас.
Что касается защиты собственности автомобилистов, то и здесь можно ждать изменений. О том, чтобы урегулировать уголовное законодательство, касающееся угонов авто, разговоры идут давно. Сейчас угонщик в зависимости от состава преступления может быть наказан по трем статьям УК: 158 (кража), 166 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения), 330 (самоуправство). Споры милиционеров и правозащитников давно уже вызывает статья 166. Пойманный преступник, сказав правоохранителям, что взял машину просто покататься, по этой статье может отделаться штрафом, условным либо небольшим сроком. Изначально такое лояльное наказание было введено, чтобы не «портить жизнь» подросткам, которые берут машину «напрокат».
В Госдуму уже внесен законопроект, согласно которому будет ужесточено наказание за кражу машин. Сроки лишения свободы по этой статье должны быть увеличены, а из 166 статьи УК убраны слова «без цели хищения».
Несмотря на тотальное подорожание машин в следующем году, как ввезенных, так и произведенных в стране (за счет удорожания автокомпонентов), в России начнут собирать несколько новых иномарок.
На заводе Ford во Всеволожске в марте следующего года начнут сборку седанов бизнес-класса Mondeo. Этих машин до конца года должно быть произведено 25 тыс. Из-за кризиса новое производство было под угрозой срыва, и компания приняла решение о переносе запуска конвейера, которое изначально было запланировано на 1 января. Однако поклонники марки могут вставать в очередь за российскими Mondeo.
На другом импортном предприятии – заводе Volkswagen — также отреагировали на кризис и внесли коррективы в производственные планы в России. Со следующего года VW будет производить на заводе компании в Калуге модели Touareg. За счет местной сборки машины смогут избежать подорожания, которое неизбежно коснется всего автомобильного импорта из-за роста пошлин.
Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе российского завода, сборка внедорожников начнется уже с 12 января. В продаже машины, собранные в России, появятся уже в апреле.
Компания Renault определилась с выбором модели, которая вместе с седаном Logan будет производиться в России на московском заводе «Автофрамос», – хетчбэк Renault Sandero, который продается на европейском рынке как Dacia Sandero, сойдет с конвейера в конце 2009 года. Как рассказала «Газете.Ru» пресс-атташе Renault в России Ольга Сергеева, Sandero сделан на той же платформе, что и у Logan.
Первым автомобилем, который начнут производить после подписания нового соглашения о сотрудничестве между компанией FIAT и российским Sollers, станет FIAT Linea. Следующим шагом по расширению моделей FIAT, производимых у нас в стране, станет налаживание сборки новых автомобилей класса «В» и «С», которые представители итальянской компании относят к наиболее динамично растущим на отечественном рынке сегментам. Новыми моделями, производимыми в России, станут FIAT Grande Punto и FIAT Bravo, начало сборки которых запланировано на вторую половину 2009 года.
Также в России появится собственный автомобильный премиум-бренд. Первый автомобиль марки Marussia появится в марте и будет представлять спорткар с инновационной технологией изготовления кузова на заказ.
За основу разработки машины взяты производственные технологии «Формулы-1». Объёмная рама кокпита и прикрепляемые к ней два подрамника, к которым крепятся мотор Renault объемом 3,5 литра и подвеска. Кузов, начиненный последними электронными опциями, с двумя подушками безопасности и спортивным салоном, монтируется прямо к раме. «Таким образом, мы уходим от классического представления о модельном ряде марки. В марте мы начнем продавать спорткары, причем каждый месяц мы будем разрабатывать новую внешность для машины и предлагать ее покупателям», – рассказал «Газете.Ru» продюсер и главный инвестор проекта Ефим Островский. К концу следующего года запланирован выпуск кроссовера и седана Marussia, которые также не будут привязаны к внешности. Первые машины собирают вручную на заводе ЗИЛ, там для этого арендованы два цеха. Одновременно ведутся переговоры о строительстве завода мощностью 2500 автомобилей в год в Подмосковье. В следующем году, по его словам, будет собрано меньше автомобилей, но почти все они уже раскуплены близкими к проекту людьми и коллекционерами.