Автомобильные эксперты подвели итоги уходящего года и представили первые прогнозы по продажам в России на будущий. «В текущем году будет продано 3,1–3,2 млн автомобилей. Примерно 2,75 млн из них – это новые, и еще около 400 тыс. подержанных автомобилей», — рассказал «Газете.Ru» руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers Стэнли Рут. Еще в середине года компания называла цифру 3,8 млн машин. Последние два месяца будут наиболее тяжелыми для производителей. В декабре продажи упадут еще сильнее, чем в ноябре. В целом же, по оценкам экспертов, уходящий год стал последним удачным годом для большинства производителей. Уже в следующем году продажи могут упасть почти в два раза.
«По нашим прогнозам, в 2009 году уровень продаж может упасть до 45%, то есть показатели автомобильного рынка откатятся до уровня 2006 года», — пояснил Рут.
Кризис приведет к тому, что процент кредитных автомобилей в России упадет с 50% до уровня 10–25%. При пессимистичном сценарии люди станут покупать более дешевые машины.
При этом из-за новых, более высоких пошлин и разницы в курсах валют импортные машины будут дорожать, а в условиях кризиса, когда люди и так не могут позволить себе тратить много денег на автомобиль, число ввозимых автомобилей сократится заметнее всего. Последние два года импортные автомобили составляли основу автомобильного рынка в России. «В начале года Владимир Путин говорил о том, что ситуацию необходимо менять. И он будет стремиться к тому, чтобы довести число машин, выпускаемых внутри страны, до 80%. Тогда нам казалось, что сделать это нереально.
Однако тогда нам и в голову не могло прийти, что он, по сути, просто прикроет автомобильный импорт. При новом положении дел поставленная им задача совсем не кажется невыполнимой», — заметил специалист.
В том же, что касается импорта подержанных автомобилей, то здесь, по мнению эксперта, сначала произойдет резкий скачек вниз. Однако впоследствии ситуация улучшится. Заинтересованность в достаточно качественных иномарках с пробегом по умеренным ценам сохранится, и, как следствие, импорт секонд-хенда потихоньку снова начнет расти. Уже в ближайшее время средняя стоимость машин, которые приобретают россияне, может снизиться с $20 до $18 тыс. Впрочем, это случится тогда, когда курс вырастет до 34 руб. за один доллар.
При этом, по словам Рута, отчасти государственная мера сработает. В условиях кризиса производители, как отечественные, так и иностранные, будут стремиться к тому, чтобы развивать производство внутри страны. Впрочем, скорее всего иностранные производители в основном откажутся от планов по наращиванию объемов и попытаются остаться в рамках показателей текущего года.
На фоне проблем компаний-импортеров для российских предприятий следующий год будет достаточно благоприятным. «В их случае основные расходы рассчитываются в рублях и основная часть компонентов для машин находится внутри страны. В целом у них не должно быть особых проблем», — считает Рут.
Меж тем, в докладе первого заместителя председателя комитета Торгово-промышленной палаты России Александра Ковригина на конференции «Итоги работы автомобильной промышленности России в 2008 году. Позиционирование отрасли в рамках долгосрочных планов социально-экономического развития страны» говорится, что большинство автопроизводителей рассчитывают в условиях кризиса экономить на рабочих. В 2009 году ГАЗ снизит объем производства на 13% и сократит 3% сотрудников. «ТаГАЗ» перейдет с трех смен на две и сократит 3 тыс. человек. «КамАЗ» в начале года может уволить около 10% сотрудников, а число выпускаемой техники сократить на 11%.
В среду во время совета директоров было решено, что производитель остановит главный конвейер на месяц начиная с 19 декабря.
«В вынужденный отпуск до 19 января 2009 года отправляется почти весь основной состав рабочих. За это время они будут получать две трети тарифа», — цитирует директора департамента по информационной политике компании Владимира Самойлова «Прайм-ТАСС».
По словам Стенли Рута, больше всего из-за остановок производств пострадают производители компонентов. «Несмотря на то, что в целом производство сохранится на текущем уровне, его развитие затормозится достаточно сильно. В результате объемы выпуска не достигнут того уровня, который необходим автокомпонентщикам для того, чтобы их расходы окупались», — заключил эксперт.