Кризис продаж приходит на российский авторынок с опозданием. За счет сильного спроса в первой половине года многие компании собрали очереди на свои машины и до сих пор распродавали их тем, кто уже внес предоплату. В октябре «дефицитных» заказов оставалось все меньше, в результате многие компании по итогам месяца оказались в минусе. Иностранные автопроизводители подвели итоги продаж новых моделей с января по октябрь. В общей сложности россияне за 10 месяцев приобрели около 1,7 млн машин. Из них почти 170 тыс. были куплены в октябре. Такие данные приводит в своем отчете комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Эксперты прогнозируют, что продажи продолжат падать. Однако многое для компаний будет зависеть о того, в каком состоянии они оказались накануне кризиса, отмечают эксперты. «Покупатели пока напуганы кризисом меньше, чем автодилеры. Однако чаще всего потенциальные автомобилисты не могут получить кредит под автомобиль, либо дилерам не хватает средств, чтобы выкупить у компании-производителя машины», — пояснил консультант по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев.
Как показали данные за октябрь, такие «атрибуты», как собственный банк в России, способный выдавать кредиты даже в условиях кризиса, и сильная дилерская сеть, могут заметно поднять продажи некоторых марок.
По мнению эксперта, сильные кредитные программы помогли продажам Toyota Corolla. Эта модель в условиях кризиса стала третьей по популярности. А хорошие отношения укрепили продажи Chevrolet и Opel. Впрочем, и это помогло не всем. К примеру, такие марки, как Nissan, Hyundai и KIA, потеряли даже больше покупателей, чем ожидали специалисты.
Сложнее всего пришлось тем компаниям, которые продают относительно доступные машины. К примеру, Ford Focus, самая популярная иномарка в России, за октябрь потеряла треть покупателей по сравнению с прошлым годом. Как пояснили в российском представительстве Ford, низкие продажи связаны с проблемами в получении кредитов. «Наши машины в первую очередь покупают люди со средним достатком. Они активно пользовались кредитами, выдачу которых сейчас сильно ужесточили», – рассказала «Газете.Ru» директор по связям с общественностью «Форд Мотор Компани Россия» Екатерина Кулиненко. Однако, по словам Кулиненко, на планы по расширению производства в России сокращение продаж не повлияет. «Мы по-прежнему намерены до конца года запустить во Всеволожске производство Ford Mondeo. Сейчас как раз готовимся к этому событию. Кроме того, мы намерены наращивать объем производства», — заметила она. Уже в этом году российский завод рассчитывает выпустить около 70 тыс. автомобилей, а в следующем увеличить выпуск до 125 тыс.: из них 100 тыс. Focus и 25 тыс. Mondeo.
Сильнее всего среди популярных иномарок упал спрос на модели Hyundai Accent – почти в два раза.%
Еще в начале года этот автомобиль занимал первые строчки рейтинга. Однако теперь «скатился» до четвертой строчки. При этом только за октябрь его показатели снизились почти вдвое. По мнению экспертов, компанию могли подвести ее дилеры. «Некоторые магазины, торгующие Hyundai, сейчас находятся в удручающем положении. Для того чтобы выжить, они стремятся сотрудничать с теми компаниями, которые поддерживают своих дилеров», — заметил Бончев. Эксперт предположил, что в условиях кризиса некоторые «продавцы» переключились на другие марки.
Кроме того, упал спрос на машины среднего ценового сегмента: Mazda 3, Nissan Almera, Mitsubishi Lancer.
Эти машины уступили своего клиента более дешевым моделям. «Многие среди покупателей этих машин в условиях кризиса не отказались от покупки автомобиля как таковой, а просто предпочли машину подешевле», — считает аналитик.
Впрочем, были и другие причины. К примеру, снижение продаж Mazda 3 почти на треть оказалось связано с изменением способа доставки модели в Россию: раньше машины шли по морю через Финляндию, а теперь едут с Востока по железной дороге. «Новый способ доставки машин пока опробован только нами. И необходимо время для того, чтобы наладить толком этот процесс. К концу года мы планируем это сделать», — рассказала директор службы по связям с общественностью «Мазда Мотор РУС» Мария Магуайр. А относительно слабый прирост продаж Nissan Qashqai, по оценке специалистов, связан с удовлетворением спроса на эту модель.
По мнению аналитиков, ослабление автомобильных продаж продолжится до конца года. В среднем, по оценкам специалистов АЕБ, будет продано на 200–300 тыс. машин меньше, чем автопроизводители рассчитывали раньше – около 2,75 млн автомобилей. Однако, несмотря на это, уже в следующем году Россия может обогнать по объему проданных машин Германию и стать крупнейшим автомобильным рынком Европы.