О том, чтобы урегулировать уголовное законодательство, касающиеся угонов авто, разговоры идут давно. Сейчас угонщик в зависимости от состава преступления может быть наказан по трем статьям УК: 158 (кража), 166 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения), 330 (самоуправство). Споры милиционеров и правозащитников давно уже вызывает статья 166. Пойманный преступник, сказав правоохранителям, что взял машину просто покататься, по этой статье может отделаться штрафом, условным либо небольшим сроком. Изначально такое лояльное наказание было введено, чтобы не «портить жизнь» подросткам, которые берут машину «напрокат». Депутаты-коммунисты Владимир Улас и Игорь Эдель внесли в Госдуму законопроект, согласно которому будет ужесточено наказание за кражу машин. Сроки лишения свободы по этой статье должны быть увеличены, а из166-й статьи УК убраны слова «без цели хищения».
По мнению парламентариев, действующая статья вызывает двойственное прочтение.
«Это легко понять, сравнив неправомерное завладение чужим автомобилем «без цели хищения» с аналогичным деянием по присвоению чужого персонального компьютера или даже сотового телефона. В последнем случае никому в голову не приходит пускаться в рассуждения, что кто-то взял чужой сотовый телефон «просто позвонить» или что подросток залез в квартиру и вынес ноутбук для того, чтобы «поиграть в интернете», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. По мнению авторов, неоднозначность статьи провоцирует коррупцию в правоохранительных органах.
В доказательство своей позиции депутаты приводят статистику угонов, из которой следует, что раскрываемость подобных преступлений не превышает 35–40%. А в 60% случаев такие дела заканчиваются штрафом.
По оценкам депутатов, наличие в статье фразы «без цели хищения» только в двух столицах обходится $150–200 млн. «В такую сумму оценивается ежегодный объем доходов угонщиков и связанных с ними коррумпированных представителей правоохранительных органов — как от «крышевания» автоугонов в городе, так и от «откатов» за пропуск угнанных автомашин из Москвы в пограничные регионы, в основном на Кавказ», — говорится в законопроекте.
В новой версии 166-й статьи депутатами исключаются действующие мягкие варианты решений для судей — наложения штрафа, условного наказания и минимальная «вилка» по срокам ареста. За угон автомобиля будет предусмотрено только лишение свободы сроком на 5 лет.
За те же действия с отягчающими последствиями предлагается наказывать на срок от 5 до 7 лет вместо нынешних от 18 месяцев до 7 лет.
В Московском угрозыске положительно отнеслись к инициативе депутатов. «Понимаете, когда в вашу квартиру влезает бандит, то это однозначно кража, а когда он уводит вашу машину, то это не всегда так», — говорит представитель пресс-службы угрозыска Алексей Бахромеев. По его словам, сейчас в судах отговорка «взял машину покататься» в основном проходит только с малолетними хулиганами, которые не знают, чем себя занять, либо с ворами новичками. Впрочем, несмотря на то что 166-я статья дает возможность для сурового наказания настоящих угонщиков, правоохранителям приходиться собирать доказательства коммерческого умысла вора, а это не всегда получается.
В ГАИ также уверены, что подобные изменения положительно скажутся на картинах угонов. «После того как поднимется срок и наказание станет неотвратимым, у многих пропадет желание связываться с этим криминальным бизнесом», — уверен заместитель начальника ГАИ России Виктор Кузин.
Впрочем, адвокат Леонид Ольшанский негативно отреагировал на ужесточение наказаний для угонщиков.
«Во всем должна быть альтернатива закона — и в проезде на красный свет, и в убийстве человека, — говорит Ольшанский. — Получается, машину угонят пацаны, и их посадят в тюрьму. Нет, нужно разбираться, чтобы была возможность дифференцированного наказания».