В России до конца года будет продано 2,7–2,8 млн новых легковых автомобилей, доля иномарок на российском рынке составит 75%, рассказал председатель комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) Дэвид Томас на конференции ассоциации. Заявленная цифра на несколько сотен тыс. меньше, чем та, что автопроизводители объявляли еще в середине года. Из-за непростой ситуации в экономике и трудностей, которые возникли при получении кредитов, дилеры должны буквально бороться за каждого покупателя.
Остановить отток клиентов в условиях кризиса невозможно, убеждены в АЕБ. Однако стимулировать спрос все-таки реально.
Одним из опасных, но вместе с тем и наиболее эффективных инструментов в условиях финансового кризиса производители называют войну цен.
Опасность этой меры заключается в том, что покупателей не хватает большинству — а значит, вслед за одним производителем о скидках объявят и остальные. В результате, снижать цены будут вынуждены даже те, кому придется продавать машины в ущерб доходам.Из-за этого денег не хватит для того, чтобы развивать бизнес — инвестировать в производство и в дилерскую сеть. «Снижение цен — сомнительная мера в условиях кризиса, так как она мешает автопрому развиваться», — убежден заместитель председателя организации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Игорь Пономарев.
Как пояснил консультант по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев, схема работы дилеров и производителей достаточно сложная. В марже дилера есть фиксированная часть и гибкая. Размер последней напрямую зависит от объемов продаж. Поэтому первыми начнутся скидки, которые будут из своей части дохода выделять автосалоны.
Однако к концу года настанет самый важный момент: необходимо будет во чтобы то ни стало избавиться от машин. Тогда к скидкам дилеров прибавятся уценка, которую будет финансировать непосредственно производитель.
Баланс в каждом случае будет определяться индивидуально.
«В большинстве случаев автокомпании будут стремиться не просто переписывать ценники, а к тому, чтобы предлагать покупателем больше подарков— вроде зимней резины и прочего полезного допоборудования», — пояснил «Газете.Ru» вице-председатель комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Мартин Ян.
При этом сами производители убеждают, что прибыль от их работы и так минимальна. По словам Мартина Яна, это связано с тем, что издержки от производства выросли за год почти на треть, а цены на машины в среднем поднялись лишь на 2%. «Сильнее всего выросли расходы на строительство новых дилерских центров. На 10% подорожала транспортировка машин. Повысились цены на сырье и энергию. Кроме того, около 14% составила инфляция, ее нужно компенсировать в зарплатах рабочих», — заметил он.
А на самом деле в каких-то случаях скидки не причинят особых трудностей производителю, а в других могут тяжело сказаться на финансовом положении компании.
«Нельзя исключать, что к концу года мы увидим настоящий скидочный бум, причем со стороны иностранных производителей»,
— убежден Константин Романов, аналитик ИК «ФИНАМ», — «Это наши заводы могут позволить себе просто приостановить конвейер, а зарубежным концернам нужно компенсировать снижение продаж на других рынках. В итоге скидки вполне могут достигать 10% от нынешней стоимости автомобиля, причем в целом ужиматься придется всем: и производителям, и дилерам, и различным смежникам — брокерам и прочим».
Меж тем производители убеждены: самое эффективное средство — поддерживать возможность клиентов брать кредиты. «У компаний есть средства для того, чтобы поддерживать банки и совместными усилиями предлагать выгодные программы. Однако в одиночку спасти российскую банковскую систему нам не в силах. Для этого необходимо участие местных властей», — считает Мартин Ян. У кризиса есть и положительные стороны — будет легче нанимать новых людей на работу. Может упасть цена на аренду земли, однако они не в силах компенсировать недостаток спроса на рынке. По мнению специалиста, оправиться от кризиса компаниям удастся не раньше, чем через 2-3 года, причем ждать подъема не стоит.
Тем временем уже несколько крупных автопроизводителей объявили о том, что будут снижать цены в условиях кризиса.
С сегодняшнего дня и до конца 2008 года на сумму от 60 до 100 тыс. руб. снижены цены на корейский внедорожник SsangYong Rexton. К примеру, Rexton с 2,7 литровым дизельным двигателем XDi и механической коробкой передач стоит 910 тыс. руб., бензиновый внедорожник с двигателем 3,2 л. и «автоматом» в максимальной комплектации продается по цене от 1 080 тыс. руб. Кроме того, в автосалонах действует скидка от 40 до 50 тыс. руб. на SsangYong Kyron.
С этой недели и до конца года французская компания Citroen объявила о снижении цен на весь модельный ряд на 20–150 тысяч рублей. Больше всего подешевел представительский седан Citroen С6, с 1 млн 650 тыс. рублей цена упала до 1 млн 500 тыс. рублей, то есть скидка составила 150 тыс. рублей. Расценки на минивэны С4 Picasso и C4 Grand Picasso, а также среднеразмерный седан С5 снизилась 50 тыс. рублей. Однообьемник Xsara Picasso, С4 и Berlingo First уменьшились в стоимости на 30 тыс., а маленькие хетчбэки С2 и С3 — на 20 тыс. рублей. «Помимо скидки для каждой модели в подарок мы даем зимнюю резину», — рассказали «Газете.Ru» в дилерском центре компании.
Кроме того, в октябре об уценке на машины Mitsubishi до конца года объявил дистрибутор японской компании «РОЛЬФ Импорт». Снижение цен составило в среднем около 7%. При покупке Lancer с моторами на 1,8 и 2 литра скидка составила 50 тыс. руб. Для модели с двигателем 1,5 л скидка меньше предполагалась уценка 30 тыс. руб. На Outlander цены «урезали» от 60 до 90 тыс. в зависимости от комплектации. При этом сильнее всего подешевели внедорожники Pajero — на 120 тыс. рублей. В сообщении «Рольфа» говорилось о том, что скидки будут действовать до конца года.
Однако впоследствии из-за неожиданно высокого спроса (число контрактов за время действия акции выросло на 70%) срок действия кризисной акции пересмотрели. Как рассказал «Газете.Ru» генеральный директор «РОЛЬФ Импорт» Дмитрий Роткин приобрести машины по льготной цене можно будет только до конца октября.