Экономический кризис в США привел к самому сильному падению спроса на новые автомобили за последние полтора десятка лет. Спад, обострившийся в начале года, продолжается. В июле специалисты констатировали сокращение спроса на автомобили в Америке еще на 13%, сообщает Bloomberg. Июльские продажи на авторынке соответствуют годовому уровню в 12,6 млн, что является минимальным показателем с апреля 1992 года. В прошлом году в США было продано 16,1 млн машин.
«В случае продолжения этой тенденции нынешний год может стать для американского авторынка худшим с 1993 года», — отмечают аналитики информагенства.
Сильнее всего кризис продаж сказывается на местных автоконцернах рассчитанных на консервативные вкусы американцев. Местные компании, предлагающие своим покупателям в основном внедорожники и пикапы, страдают в условиях роста цен на бензин. В то же время европейские и японские автопроизводители, в ассортименте которых традиционно доминируют экономичные компакты, не так страдают во время кризиса.
Больше чем на четверть сократились продажи мультибрендового концерна General Motors. При этом убыток ведущего автопроизводителя в США во втором квартале 2008 года составил в $15,5 млрд. Такой результат стал третьим по величине квартальным убытком GM за все время существования компании. Chrysler потерял около трети покупателей, а показатели Ford упали на 15%.
Американские эксперты отмечают, что с такими показателями крупнейшие автокомпании США могут обанкротиться уже к концу 2009 года.
Ситуация стала настолько критичной, что сенат США предложил выделить американским компаниям ссуду в размере $6 млрд, чтобы помочь им выйти из кризиса. С такой инициативой выступили представители Демократической партии. Разработчики законопроекта утверждают, что эти деньги помогут «детройтской тройке» (в нее входят Ford, General Motors и Chrysler) выплатить долги, разработать новые модели и переоборудовать производства. Демократы отмечают, что это также позволит компаниям создать около 60 тыс. дополнительных рабочих мест. Впрочем, с критикой закона уже выступила администрация президента, которая упирает на то, что финансовая помощь автоконцернам уже оказывалась в начале года, но должного эффекта это не оказало.
Несмотря на то что для японских компаний кризис проходит менее болезненно, сокращение спроса ударило и по ним. Крупнейшая азиатская марка Toyota потеряла 12% продаж, Mazda лишилась 13% покупателей, Honda — 1,6%. Как пояснил вице-президент американского подразделения Toyota Боб Картер, из-за сильного сокращения спроса на большие машины, на ноябрь перенесен запуск новых внедорожников Tundra и Sequoia. «Пока мощности местных заводов будут загружены дополнительным производством менее габаритных машин. До конца года Toyota намерена выпустить еще около 40 тыс. автомобилей Corolla и Yaris», — пояснил представитель компании.
Единственным крупным производителем, которому удалось увеличить свое присутствие на ослабшем американском рынке в прошлом месяце, стал японский Nissan, прибавивший 8,5%.
Эксперты считают, что в Nissan смогли воспользоваться просчетом конкурентов из компании Honda.
«Во втором квартале в Honda не рассчитали необходимое число компактных моделей для американского рынка. В результате некоторые потенциальные покупатели компании не захотели ждать и перешли к Nissan», — отмечает директор по индустриальному анализу в компании Edmunds Джесси Топрак.