Сегодня президент России Дмитрий Медведев подписал закон, согласно которому введение «европротокола» — оформления мелких аварии без присутствия ГАИ и «прямого урегулирования убытков», когда ущерб за разбитую машину выплачивает своя страховая, а не компания обидчика, — откладывается на год — до 1 марта 2009 года. Новые правила не могут начать работать, пока не принят основной документ — единая методика расчета ущерба автомобилей. Депутаты Госдумы обратились к правительству с просьбой ускорить принятие всех необходимых документов для вступления в силу новых правил.
«Сейчас существует четыре разные методики расчета, различие по сумме возмещения на ремонт в которых составляет плюс минус 5—10%, — рассказывает замначальника отдела расчета и экспертизы компании РОСНО Алексей Баландин. — Даже такая «вилка» может вызвать недовольство клиента».
В профессиональном объединении страховщиков (Российский союз автостраховщиков, РСА) уже разработали собственную систему оценки ущерба по ОСАГО, которая заменит существующие методики.
«Наша методика прошла сертификацию в Минюсте, и мы ее направили в Минтранс», — рассказал руководитель отдела управления методологии страхования РСА Владимир Козлов. Он отмечает, что многие страховые компании уже с ней ознакомились и одобрили.
В Федеральной службе страхового надзора (ФССН) заверяют, что готовы рассмотреть методику, подготовленную РСА. «Закон об ОСАГО работает уже давно, а у нас до сих пор нет единого способа определения ущерба, — рассказывает начальник отдела анализа условий страхования и практики применения страхового законодательства ФССН Игорь Овчинников. — Методика РСА уже прошла сертификацию, и, если она подойдет, ее вполне можно принять за основу».
Однако, по его словам, для создания единой системы оценки ущерба нужно готовить штат экспертов, которые будут производить оценку согласно новым правилам.
Для этого Минобразования должно было еще 4 года назад подготовить программу обучения специалистов-оценщиков. Но, по словам собеседника, до сих пор добиться от Минобразования разработки такой программы не удалось. «Даже если сейчас начать готовить независимых экспертов по ущербу, на обучение потребуется 6 месяцев», — говорит Овчинников. Это, по его мнению, может отодвинуть введение прямого урегулирования и «европейского протокола» еще дальше.
Сейчас большая часть оценщиков работают по следующему принципу. Они берут средние сложившиеся в регионе цены по ремонту, в том числе и по запчастям, и по этим данным начисляется возмещение клиенту. «Оценщики ориентируются по ценам в регионе — понятно, что в Москве и, скажем, в Краснодаре цены на ремонт разные», — разъясняет Баландин. Стоимость деталей рассчитывается с учетом того, что они должны быть новыми и обязательно оригинальными. Для подержанных автомобилей оценщики применяют понижающие коэффициенты с учетом износа машины.
Существуют также частные независимые экспертизы, с расчетами которых потерпевшие приходят в страховую компанию. «Они предоставляют отчет независимой экспертизы по восстановлению поврежденного автомобиля, — пояснил Баландин. — Мы их принимаем и передаем на проверку корректности, чтобы узнать, насколько их расчет соответствует действительности».